Некоторым владельцам столичных ларьков в очередной раз придется понервничать – мэр Сергей Собянин подписал положение по освобождению земельных участков от незаконно установленных объектов мелкорозничной торговли. В течение двух месяцев город должен навсегда избавиться от сомнительных палаток, хозяевам которых не ведомы договора аренды и утвержденные правила дислокации.
Первая волна «антиларечной кампании», накрывшая Москву еще осенью 2010 года, оказалась относительно стихийной: киоски начали сносить без разбору, из-за чего в одних управах в одночасье исчезли все торговые точки, зато в других столь же стремительно появились новые, еще более подозрительные. Позднее местные власти, слишком уж буквально воспринявшие рекомендацию нового мэра очистить город от палаток, сами признали, что допустили перегибы в своей работе.
Меж тем на фоне этого некоторые владельцы ларьков почему-то сделали выводы, что город намеренно хочет ущемить их права и мешает развитию малого бизнеса. И по сей день в предпринимательской среде еще остается немало недовольных, хотя общественность, да и бизнесмены, предпочитающие действовать в рамках закона, инициативу градоначальника одобрили. «Те «сгустки» палаток, которые мы с вами в течение многих лет наблюдали возле станций метро и на улицах, не выдерживали никакой критики в плане санитарного состояния, – уверяет эколог Иван Липин. – Они были рассадниками крыс и паразитов, поэтому даже страшно предположить, какого качества едой торговали в этих точках. Понятно, что среднестатистический гражданин вряд ли задумывается над такими «высокими материями», но я, как специалист, убежден, что наличие таких бесконтрольных объектов наносит большой социальный вред. Конечно, я не сторонник крайностей, поэтому никогда не буду призывать к уничтожению всей уличной торговли – эта работа должна быть очень адресной, чтобы «под шумок» не пострадали и добросовестные предприниматели, оказывающие качественные услуги».
С этим мнением солидарен и руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергей Полятыкин: «В этой работе нужен анализ, нельзя допустить, чтобы с наших улиц исчезли «полезные» киоски типа тех, что продают мороженое. Зато ларьки, торгующие пивом, чипсами и сигаретами, должны ликвидироваться без обсуждения. Все это способствует формированию стереотипа потребления на ходу, между делом, поэтому делает курение и употребление пива приемлемым форматом поведения. Я считаю, что это оказывает косвенное влияние на развитие алкоголизма и курения». В числе прочих проблем, которые создают горожанам непомерно расплодившиеся палатки, неудобства для прохода пешеходов и проезда транспорта, нелегальная миграция. Кроме того, согласитесь, разномастные ларьки не лучшим образом сказываются и на архитектурном облике города.
Стремясь решить эти проблемы, московские власти за два минувших года в рамках реформы мелкорозничной торговли разработали схему дислокации палаток, одобренную местными жителями. Утвержден эталон столичного ларька, благодаря чему на смену разномастным палаткам с кричащими неопрятными вывесками пришли лаконичные светло-серые модули с обязательной маркировкой товара или оказываемой услуги. С 2010 года число торговых точек в Первопрестольной сократилось почти на треть – с 14,5 до 8,5 тысячи. Однако на начало ноября в Москве было выявлено 2593 объекта, незаконно размещенных на городских территориях. Лидирует ЦАО: здесь зафиксировано 607 нарушений, в СВАО – их 326, а в ЮАО – 278. Самым законопослушным выглядит Зеленоград, где зафиксировано 83 незаконных объекта.
«Руководство города поручило нам провести проверки использования земельных участков с целью выявления незаконно размещенных на них объектов торговли, – поясняет Григорий Малахов, заместитель руководителя Госинспекции недвижимости города Москвы. – На основе этих проверок составлены первичные списки объектов, которые вошли в постановление мэра по освобождению земельных участков как подлежащие демонтажу или перемещению на специальные площадки для хранения. В течение двух месяцев это будет отрабатываться, а мы будем выступать в части контроля над исполнением. Кроме того, в дальнейшем в постоянном режиме мы будем отслеживать появляющиеся незаконные объекты и сообщать об этом в префектуры». Решение по каждому из нарушителей должны принимать окружные комиссии при префектурах. В этом основное ноу-хау нового положения, раньше даже при выявленных нарушениях палатку не имели права снести или «перебазировать» на штрафстоянку без соответствующего решения суда – а на его принятие нередко уходило 1–2 года. Теперь окружная комиссия обязана принять решение в течение пяти дней.
«Как правило, решение о демонтаже выносится, если незаконность размещения, что называется, даже не обсуждается, – резюмирует Николай Сысоенков, начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти, планированию и анализу контрольной деятельности Госинспекции по недвижимости. – Положением предусмотрено шесть документов, наличие которых является основанием для размещения объекта. Если они отсутствуют, у нас есть все основания признать его незаконным». Кстати, Госинспекция по недвижимости – не единственный инструмент по выявлению незаконных торговых точек. Соответствующую информацию в управы могут направлять органы исполнительной власти, префектуры и сами жители, в том числе и оставляя сообщения на портале «Наш город. Программа развития Москвы» (www.gorod.mos.ru). В свою очередь владелец палатки, получив от управы распоряжение освободить землю, обязан в течение семи дней обеспечить демонтаж ларька. Если он игнорирует эти требования, объект сносится управой без его согласия. Причем отсутствие хозяина при демонтаже или перемещении имущества на площадку для хранения не является препятствием для приведения решения в исполнение.
Предполагается, что в столице останется всего 10,5 тыс. палаток, установленных на законных основаниях. При этом сами же власти констатируют, что этого количества торговых объектов недостаточно для такого большого города, как Москва. Именно поэтому столичный Департамент торговли и услуг разработал проект новой Концепции развития мелкорозничной торговли, которая призвана решить в том числе и проблему дефицита торговых объектов. «По расчетам международной консалтинговой фирмы Nielsen, так называемых магазинов «у дома» в Москве в 4,4 раза меньше, чем в среднем по России, – отмечает Никита Кузнецов, заместитель руководителя столичного Департамента торговли и услуг. – Решать эту острую проблему во многом мешает специфическая советская застройка, которая не всегда позволяет возводить новые торговые площади. Поэтому проектом Концепции предусмотрено увеличение числа нестационарных торговых объектов, расширение мобильных форматов торговли: автомагазинов, автокафе, вендинга, системы уличного фастфуда. Эти форматы хороши тем, что на их развитие требуются гораздо более сжатые сроки, чем для капитального строительства. Думаю, активно развивая мобильную торговлю, реально за два года обеспечить потребности москвичей в торговых точках шаговой доступности».
Согласно данным компании Nielsen, 61% жителей столицы привыкли ежедневно совершать покупки по пути домой. Именно поэтому одна из важных задач Концепции развития мелкорозничной торговли – повысить доступность продуктов питания. Предполагается, что к 2014 году у каждого жителя столицы будет возможность в радиусе 300 метров от дома и работы приобрести социально значимые продукты: хлеб, молоко, овощи и фрукты, мороженое, получить бытовые услуги. Кроме того, через два года на 1000 москвичей должно приходиться не менее 1 объекта торговли печатной продукцией, в среднем на каждые 5000 жителей и гостей столицы – не менее 1 объекта уличного фастфуда. У каждого вестибюля станций метро обязательно должны стоять хотя бы одна театральная касса и три киоска с газетами и журналами. По словам Никиты Кузнецова, эти показатели соответствуют мировым стандартам. Что же касается расположения объектов, при выборе мест будет учитываться потенциальный спрос как у жителей конкретного района, так и тех, кто приезжает туда на работу, учебу или отдых.
Еще одно важное новшество заключается в том, что предприниматели теперь смогут сами выбирать площадки для размещения своих торговых объектов. Для этого им необходимо лишь объединиться в профильные ассоциации (например, продавцы молочных, колбасных или хлебобулочных изделий), получить специальную аккредитацию в московском правительстве и взять на себя ряд обязательств перед городом.
В первую очередь хозяева киосков должны будут соблюдать требования к внешнему облику своих объектов, качеству обслуживания и не выходить в своей деятельности за рамки установленной специализации. Проще говоря, если уж вступил в ассоциацию молочников, так и торгуй молоком да кефиром, а не превращай свой павильон в разносортный мини-маркет. «Важно, что каждый член ассоциации в ответе за всех, – поясняет Никита Кузнецов. – В случае каких-либо нарушений город уже будет наказывать всю ассоциацию, поэтому здесь должен включаться механизм внутреннего контроля и саморегуляции. Мы настроены на сотрудничество с предпринимательским сообществом и будем вводить принцип «Меняем место – сохраняем бизнес», то есть, если место для чего-то потребовалось городу, бизнес не уничтожается, а просто перемещается на новую территорию. Подталкивая людей к легальной торговле, мы тем самым вытесняем торговлю несанкционированную».
Впрочем, некоторые предприниматели по-прежнему опасаются, не превратится ли свобода в выборе торговых площадок в борьбу за территорию? А вдруг сразу несколько ассоциаций положат глаз на одно и то же лакомое место и попытаются «задобрить» главных по распределению? Может, это очередная коррупционная лазейка? «Борьба за территорию, конечно, может быть, потому что в городе появится несколько профильных ассоциаций, интересы которых могут пересекаться, – рассуждает Владлен Максимов, один из авторов Концепции, координатор Российской ассоциации киоскеров. – Но преимущество будет у того, кто первый нашел конкретную площадку и заявил о своем желании разместить там свои торговые объекты. Кроме того, предполагается трехступенчатая схема согласования. В первую очередь с районными депутатами, которые должны подтвердить, что, скажем, молочная палатка именно здесь необходима. Затем свое заключение дает Москомархитектура, а финальное решение выносит межведомственная комиссия. Я убежден, что эта система гораздо более прозрачная, чем аукционы».
По словам Максимова, за долгие годы действия аукционной системы распределения мест аферисты выработали огромное количество «черных» схем. Например, получив право на размещение палаток по рыночной стоимости, они перепродавали его реальным предпринимателям втридорога. Или приводили на торги десять подставных фирм, которые не собирались работать и, зная, что их честный конкурент уже заплатил залог, в случае отказа не подлежащий возврату, искусственно завышали цены до заоблачных высот. В конечном итоге бизнесмен понимал, что овчинка уже не стоит выделки, отказывался от участия в аукционе и терял залог. В случае с профильными организациями у аферистов будет гораздо меньше шансов нажиться, поиск и распределение мест будет осуществляться без посредников, а напрямую членами ассоциации. «Я полностью за эту инициативу, – заявляет Валерий Зайцев, глава Ассоциации производителей мясо-молочной продукции. – Новая концепция решает важную проблему – легализацию бизнеса. К сожалению, несмотря на все меры, принятые в последнее время городом, мы все еще страдаем от жуликов, которые нелегально размещаются на нашей территории, «питаются» от троллейбусных проводов и переманивают наших клиентов заниженными ценами…»
Мария Егорова
Источник: Izvestia.ru