Директор крупнейшего издательства "Эксмо" Новиков, либеральный предприниматель Туркот, критичные журналисты Бахтин и Ковальский и защитник бездомных собак и Михаила Прохорова Андрей Макаревич собрались, чтобы рекламировать очередной проект креативного агентства Buro17, который, в свою очередь, рекламирует книги с помощью конкурса буктрейлеров. Buro17 — организатор "Книг в парках", одной из многочисленных инициатив Департамента СМИ и рекламы города Москвы.
Конкурс буктрейлеров, коротких видеороликов, рекламирующих книгу, помогает организовывать Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Первым выступил молодой чиновник из этого агентства Александр Воропаев, он говорил долго и страстно: "Всем известно, что Советский Союз был самой читающей страной, а после 90-х годов мы на 34 месте". Он рассказал, что государство страшно обеспокоено тем, что люди не читают, но что оно планирует делать вообще и с конкурсом в частности — осталось неясным.
Андрей Макаревич ностальгировал по тем временам, когда чтение было единственной отдушиной: "Сейчас человечество мутирует, книги воспринимаются совершенно по-другому. Бумажные книги мы не спасем, но хотя бы на немного можем оттянуть момент их гибели". Рекламировать книжную продукцию он предложил не только с помощью буктрейлеров, но и создавая библиотеки культовых людей (например, сам Макаревич называет список любимых книг, а издательства издают их отдельной серией — получается так называемая библиотека Макаревича). На массы, как выразился солист "Машины времени", это точно подействует.
А вот один из первых российских рекламистов и глава Brener Communication Александр Бренер выступил против того, чтобы заставлять людей поглощать информацию противоестественным способом: "Моя дочь совершенно не любит читать, но она эрудирована, у нее хорошая речь". И все же он признался, что если "общество сформирует заказ", то рекламировать книги он не откажется.
У IT-предпринимателя Александра Туркота тоже есть дочь, и она тоже не любит читать. Как настоящий предприниматель, он пытался решить эту проблему экономическим способом: платил ей за каждую прочитанную страницу. Но книголюбом она так не стала, правда, и неучем не осталась. Поэтому он призвал рекламировать чтение как экзотику в социальных сетях и уверил собравшихся, что такой подход — верное дело.
Пожилой литератор Виктор Ерофеев, выделявшийся зелеными джинсами и серебристыми кедами, тоже вспомнил про дочь: она заставляет его каждый день читать ей "Алису в стране чудес". Большую часть времени Ерофеев смотрел в телефон, но когда ему дали слово, говорил красиво и долго. О том, что человечество глупеет, что любовь и смерть никому не интересны, что "все превратилось в ржачку". Свою речь он подытожил фразой: "Пи*дец полный, но жить можно".
Контролирующий более 40% российского книжного рынка Олег Новиков с выражением лица, хорошо знакомым любителям сериала "Бандитский Петербург", пожаловался, что говорить о книге как о бизнесе в России до сих пор неприлично. Чувствовалось, что владельца самого крупного издательства в стране этот факт удручает. Еще он возмутился тем, что до недавнего времени существовали люди, которые разделяли книги на Литературу и ширпотреб, и заверил собравшихся, что это совершенно неправильный подход: "Мне известны случаи, когда человек начинал читать Донцову и переходил на Быкова, Улицкую". Издательство "Эксмо" издает книги всех этих писателей.
Филипп Бахтин, бывший главный редактор журнала Esquire, а ныне руководитель проекта "Страна детей", взяв слово, сказал, что этот круглый стол напоминает ему сбор коннозаводчиков, обсуждающих автомобили. И что нет никакого апокалипсиса и дураков не стало больше — просто теперь им легче выступать.
"Мы на 34 месте по чтению — ужас! А хотим ли мы на первое и если да, то зачем? Детей можно заставить читать — ремнем, но зачем? Книги справятся и без нас, у них есть одно неоспоримое преимущество перед сериалами: книг тупо больше. А что касается государственного стимулирования любви к чтению, ни одна из недавних государственных инициатив по стимулированию чего-либо ничем хорошим не заканчивалась, так что еще нужно подумать — нужно ли такое стимулирование и такое государство."
На этом Бахтин осекся и слово перешло к главному редактору Openspace Максиму Ковальскому. Он вслед за Бахтиным начал расшатывать теоретическую базу встречи: "Стимулирование чтения — один из больших тоталитарных проектов СССР. А что касается "самой читающей страны", то считалось это по количеству напечатанного, а не по количеству прочитанных экземпляров". По словам Ковальского выходило, что фальшива не только советская статистика, но и постановка вопроса, по которому собрался круглый стол.
На этом стоило бы завершить круглый стол, но все почему-то стали спорить, должно ли государство все-таки внедряться в процесс чтения его гражданами книг или нет. Крупный театральный художник Павел Каплевич сказал, что его сына читать, например, убедили бы не государственные программы, а какой-нибудь олигарх, рекламирующий книги, потому что сын собирается стать олигархом. А Виктор Ерофеев неожиданно поддержал Бахтина и Ковальского: "Если наше государство займется Пушкиным, то сделает из него Гитлера".
После этого присутствующим показали несколько тех самых буктрейлеров — все дружно остались от них не в восторге: суть большинства достойных книг в двухминутном ролике изложить почти невозможно. Но если уж заниматься такого рода пропагандой, то делать это должны не просто креативные, но и грамотные люди. "Иначе читатели получат рекламу "Анны Карамазовой", великого русского романа".
Источник: publicpost.ru