В газетных киосках хотят продавать табак и продукты

Ассоциация распространения периодической продукции (АРПП) предлагает модернизировать столичный рынок дистрибуции прессы. Свое видение существующего рынка и предложения по его развитию специалисты изложили в исследовании, которое передали в правительство столицы (копия документа есть у «Известий»).

По данным АРПП, сейчас рентабельность киосков прессы близка к нулю, так как продавцы несут высокие расходы на логистику, дорого платят за аренду. Летом этого года ассортимент продаваемой в киосках печати продукции был расширен. Кроме периодики сейчас в них торгуют схемами метрополитена, лотерейными билетами, филателистической продукцией, елочными украшениями и другими товарами. Но в АРПП уверены, что ассортимент следует увеличить еще больше. Киоскам прессы надо дать возможность продавать продукты питания, SIM-карты, а также оказывать услуги населению — принимать подписку на периодику, заказы на малую полиграфию и прочее. Также авторы исследования считают, что необходимо разрешить продавать в киосках прессы табачные изделия.

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин считает, что ограничение продаж табака и алкоголя в киосках является нарушением прав человека. 

— Люди должны быть возмущены, что им препятствуют в реализации прав. Потребление подобных товаров должно быть результатом собственного решения, — говорит он. — Но это в теории. На практике правительство относится к народу как к неразумному ребенку и пытается запрещать то одно, то другое, то третье.

Оськин считает, что продажа сигарет в мелкорозничных магазинах снизит употребление крепкой табачной продукции. 

— Об этом свидетельствует всемирный опыт. Есть опыт Чехии, где в киосках прессы торгуют крепким алкоголем. И ничего! Нация процветает, — говорит предправления АРПП. 

Также в ассоциации считают, что количество торговых объектов по реализации периодической печати должно рассчитываться индивидуально для каждого района Москвы, в том числе на присоединенных территориях. Киоски нужно распределить равномерно, а их число ограничить. Эти меры должны обеспечить уровень рентабельности каждого объекта не ниже 5%.

У станций метро предлагается размещать один объект на каждые 10 тыс. пассажиров в день (сейчас среднее количество киосков меньше), но не более двух на каждый выход из метро. У автовокзалов или автостанций — один объект на каждые 5 тыс. пассажиров в день, но не более двух на одну автостанцию и трех на автовокзал. На железнодорожных вокзалах — один объект на каждые 7 тыс. пассажиров в день, но не более двух объектов на железнодорожную станцию и трех на вокзал. 

Представитель дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко говорит, что компания открыта для рациональных предложений и интересных идей, которые экономически целесообразны, создают комфорт для пассажиров и не противоречат законодательству. 

В департаменте СМИ и рекламы города Москвы «Известиям» сообщили, что вопрос реформирования распространения рынка периодической печати требует достаточно пристального изучения, для чего и проводилось исследование.

— Результаты его в настоящее время рассматриваются департаментом, и после принятия работы будут опубликованы на сайте ведомства для ознакомления широкого круга экспертов, участников рынка и выработки согласованных управленческих решений, — сообщил изданию пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы города Москвы Владимир Яковлев. 

Объем российского рынка распространения печатных СМИ в стоимостном выражении  увеличился почти в два раза за последние 12 лет. По данным исследования АРПП, этот рынок в 2001 году оценивался в 38 млрд рублей, в 2012 году — прогнозируется на уровне 68 млрд рублей. Доля московского рынка распространения печатных СМИ — порядка 22–25% от российского. 

Анна Ахмадиева

Источник: Известия