Это только на первый взгляд кажется, что массовое закрытие газетных киосков – проблема распространителей прессы. Продажа газет и журналов через мелкую розничную сеть – действительно бизнес. Другое дело, что бизнес этот не всегда выгодный. Но социальная значимость распространения прессы очевидна. Газеты и журналы, конечно, не хлеб насущный, но для многих, особенно в глубинке, – единственная возможность удовлетворить свою потребность в информации.
Между тем лишиться этого, по прогнозам АРПП, можно уже в ближайшие годы. Если число точек продаж прессы будет сокращаться нынешними темпами, многие СМИ рискуют потерять до половины тиражей, часть изданий просто исчезнет. За 8 лет закрылась 21 тысяча газетных киосков, если и дальше так будет продолжаться, то через 5 лет на 10 тысяч россиян будет приходиться всего один ларек с газетами и журналами.
– Власти хотят перевести распространение газет и журналов в ритейл, – объясняет президент АРПП Дмитрий Мартынов. – Но чиновники не понимают сам механизм работы распространения прессы, ставят ее в один ряд с шаурмой.
Сегодня для местных властей избавиться от киоска не просто, а очень просто. Договор аренды на землю под ним во многих регионах составляется всего на 11 месяцев (в некоторых даже на 3), по истечении этого срока чиновники могут отказаться от его пролонгации, объяснив это тем, например, что в данном районе киоск с печатной продукцией просто не нужен. Чтобы заново открыть его в другом месте, потребуется как минимум год на оформление разрешительных документов. Иногда доходит до анекдотов. В Петербурге, например, власти не разрешили распространителю ставить киоск в новом густонаселенном районе, предложив в качестве альтернативы Северное кладбище. Там, видимо, есть кому читать свежую прессу.
– Киоски прессы, в отличие от других торговых точек, не платят взятки, – комментирует ситуацию председатель правления АРПП Александр Оськин, который действия властей называет классовой борьбой против киосков. Это действительно борьба, причем без правил. Только в России газетный киоск могут без решения суда подцепить крюками и вывезти ночью вместе с товаром на пустырь.
Для сравнения: во Франции на каждый киоск государство выделяет субсидию в размере 4 тысяч евро. Меры поддержки распространителей прессы есть во многих цивилизованных странах. Наши распространители на такие милости, конечно, не рассчитывают.
– Мы не просим денег, – говорит гендиректор ЗАО «АРИА-АиФ» Герман Баринов. – Мы просим четких правил работы и внимания к социально значимой функции распространения прессы.
Уничтожая мелкую розницу, чиновники бьют не только по издательским домам, но и по печатному слову, которое в любом демократическом государстве – неоспоримая ценность.
Источник: sobesednik.ru