Один из первых указов Владимира Путина, подписанный им спустя несколько дней после инаугурации в мае 2012 года, так и остался на бумаге — перечень из обязательных 100 книг для самостоятельного прочтения школьниками до сих пор не готов. Об этом «Известиям» рассказали источники в правительстве и ответственных за реализацию поручения ведомствах.
Сколько займет итоговое согласование документа, выяснить не удалось. Однако еще в середине сентября в правительстве утверждали, что список «согласован и находится в финальной стадии подготовки у профильных ведомств». Предоставить его «Известиям» ни в правительстве, ни в Минобразования не смогли.
Собеседники в Минобразования заверили, что возложенную на них работу выполнили в срок и передали в правительство, однако «процесс застопорился на уровне администрации президента».
— Окончательного списка на настоящий момент так и нет. По моей информации, там что-то меняется. Правда, что и как, нас никто не информирует, — сказал «Известиям» чиновник Минобразования, пожелавший остаться неназванным.
Официально в министерстве подтвердили, что пока не рассылали список в регионы.
— Мы определили список, обсудили его с деятелями культуры и представили в правительство в августе. Теперь мы должны понять, как его утвердить. Либо подписью министра, либо распоряжением правительства, — пояснила «Известиям» глава департамента общего образования Министерства Елена Низиенко. — Ждем окончательную версию, чтобы разослать его в субъекты.
В январе Владимир Путин, еще будучи кандидатом в президенты, в своей статье в «Независимой газете» «Россия: национальный вопрос» предложил опросить авторитетных деятелей культуры и провести общественное голосование, чтобы сформировать перечень из 100 книг по истории, культуре и литературе народов России, что позволит государству «формировать мировоззрение, скрепляющее нацию». Через несколько дней после вступления в должность был издан указ «Об обеспечении межнационального согласия», согласно которому, правительству было поручено до сентября подготовить предложения по формированию перечня «100 книг».
Позднее, в августе, президент предложил членам совета по межнациональным отношениям подключиться к формированию перечня 100 книг для школьников. Однако к окончательному варианту прийти в 2012 году так и не успели, несмотря на то что планировалось сделать это к декабрю, отметили в совете.
— На совете обсуждения этого списка было. Мы попросили, чтобы они его дополнили произведениями национальных классиков, чтобы наши дети с ранних лет готовились и знали, что есть представители других народностей, обычаи, культура, — пояснил «Известиям» член совета по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев.
Несмотря на то что перечень до сих пор не обнародован, в СПбГУ, который по заказу Минобразования проводил экспертное обсуждение и общественные слушания в интернете, надеются, что работа будет доведена до логического конца.
— Очень много достойных и приличных людей содержательно поучаствовали в этой истории. Мы надеемся, что будет конкретный результат от этой работы. Думаю, что список «100 книг» — правильный и действенный инструмент поддержания культуры чтения, — сказала «Известиям» руководитель проекта в СПбГУ Елена Казакова.
А по мнению директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, указ, скорее всего, не будет реализован на практике. Во многом это связано с тем, что предложенная инициатива не соответствует политике государства в сфере образования, полагает эксперт.
— На самом деле никакого внеклассного чтения не будет. У Минобразования цель одна — это платное образование, поэтому финансировать какое-то внеклассное чтение они не станут. Сама эта история была включена в указ чисто формально. Путину всё равно, что подписывать, потому что он эти указы не читает, — сказал Белковский.
По информации «Известий», 10 января вопрос вновь будет обсуждаться в администрации президента, возможно, тогда и будет решено все-таки доработать список.
Петр Козлов
Источник: Izvestia.ru