Поводом для обсуждения стали участившиеся случаи демонстрации насилия в средствах массовых информации (подробности о технологии совершения преступлений, жестокие сцены с места событий), а также неэтичное поведение журналистов по отношению к пострадавшим или их родственникам.
В слушаниях приняли участи журналисты печатных СМИ, представители правоохранительных органов, профильные общественные организации.
Организаторы также приглашали ведущих федеральных телеканалов и авторов известных телепередач, но никто из них, увы, на слушания не пришел.
«Сегодня мы бы не хотели что-либо навязывать, а, прежде всего, хотели посоветоваться, — заявил один из главных инициаторов дискуссии в ОП, председатель Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена. Он подчеркнул, что не поддерживает «тенденцию решать все существующие проблемы с помощью очередных поправок в закон о СМИ».
Тон заседанию задал один из модераторов, глава Комиссии ОП по СМИ Павел Гусев.
«Это безнравственно, когда у ребенка убили мать, а журналисты пытаются взять у него интервью», — заявил он.
«Использование детей как элемент возбуждения интереса — это опасная тенденция, это переступает все этические нормы», — отметил он. По его мнению, только саморегулирование в СМИ поможет исправить ситуацию.
«Саморегулирование позволит журналистам взять на себя соблюдение этических и нравственных принципов, иначе немедленно последует поправка от Государственной Думы, которая только ухудшит положение и будет использовать запретительные меры», — сказал он. «При всем нашем желании нравственности, не должна нарушаться свобода СМИ», — подчеркнул Гусев.
Член Общественной палаты, глава Общественного совета при ГУВД Москвы Ольга Костинаподдержала идею о том, что саморегулирование СМИ должно стать базовой задачей, но в вопросах освещения журналистами преступлений, связанных с детьми, по ее мнению, должны быть внесены корректировки в законодательство — вплоть до уголовной ответственности.
«Во всем мире существует практика уголовного наказания, в очень редких случаях, если становится известна информация о ребенке-жертве преступления или ставшем свидетелем преступления, ребенке—сексуальной жертве и данные о членах коллегии присяжных», — рассказала она. Костина отметила, что в настоящее время готовится законопроект, который запрещает разглашение информации или каких-либо данных о пострадавшем ребенке.
Ольга Костина также упомянула высокие рейтинги криминальных программ на ТВ.
«Криминальные программы — рейтинговые, многим любопытно посмотреть „чернуху“», — с сожалением отметила она. Основная функция таких программ, по мнению Костиной, в первую очередь профилактическая, а вовсе не развлекательная — «упор должен быть на то, что мы вам это показываем, чтобы вы не оказались в этой ситуации».
Она отметила, что в российском кинематографе, также есть опасная тенденция, связанная с романтизацией преступников. Многие участники заседания, вспоминая недавнюю шумиху вокруг смерти «криминального авторитета», прослеживали эту же тенденцию и в СМИ.
Президент Фонда защиты гласности, член Общественной коллегии по жалобам на прессу Алексей Симонов в свою очередь затронул вопрос саморегулирования журналистского сообщества и напомнил, что в 1994 году руководители 15 каналов подписали Хартию этики журналиста, которая, к сожалению, является неработающим документом.
«На подписании хартии было 15 камер. 15 каналов показали, как их начальники подписывают эту хартию. Ровно на этом все и закончилось, больше о ней никто не вспоминал», — отметил Симонов.
По мнению эксперта для решения этических проблем надо «начать с малого», например, расширить ареал публикаций решений Общественной коллеги по жалобам на прессу, которая была создана как один из институтов саморегулирования прессы. Общественная коллегия разбирает различные споры и жалобы, касающиеся журналистской этики, но некоторые СМИ не признают юрисдикции этого института. В частности, он предложил членам Общественной палаты публиковать решения коллегии на сайте ОП.
Член Комиссии ОП по СМИ Валерий Шагиев поднял вопрос о роли правоохранительных органов, которые взаимодействуют со СМИ. По мнению члена ОП, некоторые пресс-службы правоохранительных органов работают в роли черных PR-агентств.
В качестве примера Шагиев привел недавний «слив» оперативной съемки в Челябинске, когда в прессу попали кадры обысков в домах общественных деятелей, подозреваемых в клевете.
«Искать могли какие-то документы, но, в итоге, массовому зрителю показали личные вещи, имущество и обстановку в квартирах», — рассказал Шагиев.
Он также отметил, что сотрудники пресс-служб в некоторых случаях называют людей преступниками до определения их процессуального статуса.
Член Общественной палаты, поэт Андрей Дементьев продолжил тему общего духовного кризиса.
«Общество наше больно в целом. Нужно чтобы со всех сторон: и в семье, и в школе, и в других образовательных учреждениях, и журналисты — все задумались над духовно-нравственными проблемами и стали их решать», — уверен он.
По итогам заседания председатель Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена предложил создать при Палате экспертный совет, который выработает соответствующие рекомендации для всех существующих СМИ и поможет в итоге приблизить всех субъектов информационного процесса к золотой середине между моралью и правом.
Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ