Мэрии Москвы при Юрии Лужкове принадлежали десятки если не сотни мелких никому не нужных газет, убыточных журналов, плохо работающих телеканалов и не имеющих единой стратегии радиостанций. Структура собственности их была запутана: что-то принадлежало правительству столицы, что-то частным акционерам, часто из числа московских чиновников.
С приходом Сергея Собянина ситуация мало изменилась, хотя новый мэр взялся за реформирование отрасли очень активно. Начал Собянин с изменений в структуре правительства: комитет по телекоммуникациям и СМИ был объединен с комитетом рекламы, информации и оформления Москвы в структуру под названием "департамент СМИ и рекламы".
Возглавил новую структуру Владимир Черников. Полковник запаса, который в середине 1990-х годов вел на ВГТРК программу "На дорогах России", а потом работал в Счетной палате и Госдуме, сразу же начал наводить на рынке свои порядки. Правда, в первую очередь нововведения касались рынка рекламы, а не СМИ. Так, Черников провел аукционы, на которых были выбраны новые операторы рекламы в метро и на наземном транспорте столицы, а также объявил войну перетяжкам. Последнее вылилось в несколько судебных исков к правительству Москвы со стороны операторов рекламы и в "военно-партизанские" действия чиновников: за несколько ночей они срезали с улиц столицы сотни перетяжек.
Столичное телевидение
На медийном рынке Черников был сначала не слишком заметен, но постепенно, к весне 2011 года, стало понятно, что правительство Москвы собирается серьезно изменить отношения с подконтрольными ему СМИ. Слухи о том, что чиновники решили объединить свои медийные активы, появились на рынке уже в конце апреля. Правда, тогда идею реорганизации работы со СМИ источники деловых изданий связывали не с Черниковым, а с его начальником заместителем Собянина по СМИ, туризму и спорту Александром Горбенко, который также пришел в правительство в конце 2010 года.
Тем не менее, с мая 2011 года комментирует планы мэрии в прессе почти исключительно Черников. Именно он объявил, что с нового сезона правительство Москвы планирует создать информационный канал о столице. Впоследствии выяснилось, что канал будет вещать на базе "Столицы". "ТВ Центр", который также принадлежит Москве и обладает большей популярностью, чем "Столица", решили пока не трогать: он выполняет еще и федеральные функции.
Изначально в прессе обсуждалось два варианта названия канала - "Москва 24" и "Мегаполис ТВ". В конце июля стало ясно, что победил вариант "Москва 24": видимо, это название должно показать некую связь с "Россией 24". Кроме того, оно будет близко главе "Столицы" Игорю Шестакову, который создавал "Вести 24", предшественника "России 24".
По примеру столицы
Объединять региональные СМИ под своим крылом начали не только в Москве, но и в других частях России. Так, в августе стало известно, что в Свердловской области создается свой "прогубернаторский" медиахолдинг, куда войдут муниципальные СМИ, "Областное телевидение" и "Областная газета".
Что будет показывать "Москва 24", пока не очень понятно. Сам Шестаков обещал той же "Афише" сделать из телеканала "инструкцию по применению столицы", то есть практически ту же "Афишу". По словам представителей московского правительства, на канале не будет музыки, а события "Москва 24" будет освещать объективно и так, чтобы это интересно смотрелось.
Будут ли для раскрутки канала привлекаться знаменитые журналисты, неизвестно: выплаты "Москве 24" из бюджета будут точно такими же, как "Столице". Можно, конечно, ожидать, что помогут рекламодатели, но они наверняка предпочтут сначала посмотреть, что получилось из глобального ребрендинга.
Впрочем, для того чтобы сделать "Москву 24", правительству столицы уже пришлось серьезно потратиться. В августе газета "Ведомости" писала, что сама "Столица" принадлежит городу не на 100 процентов: 35 процентов акций компании оказалось у руководителя департамента транспорта и связи Москвы при Юрии Лужкове Василия Кичеджи. Терпеть бывших чиновников среди акционеров такого важного начинания как информационный телеканал в Москве не захотели и выкупили долю Кичеджи. По неофициальным данным, он мог получить за актив до 150 миллионов рублей.
Не только ТВ
Приобретение 35 процентов акций "Столицы" не единственная трата правительства Москвы в сфере СМИ. Как писали "Ведомости", у Кичеджи во владении оказались еще и 60 процентов компании "Радио-центр", которая управляет радиостанцией "Говорит Москва". За актив сам Кичеджи хотел бы получить у потенциальных покупателей около 10 миллионов долларов, но правительство Москвы, которое захотело приобрести и этот актив, настаивает на сумме в 100 миллионов рублей. К концу августа сделка еще не состоялась, но, скорее всего, в ближайшее время Кичеджи выйдет и из этого актива.
Кроме того, 25 августа выяснилось, что правительству Москвы может достаться концерн "Вечерняя Москва", выпускающий одноименную газету. Раньше считалось, что "Вечерка" и так принадлежит мэрии, но оказалось, что основная часть ее акций находится на балансе Банка Москвы. В начале 2011 года чиновники продали актив госбанку ВТБ, которому издавать убыточную газету нет никакого интереса.
По данным источников "Газеты.Ru", правительство Москвы купит актив за символическую сумму "Вечерняя Москва" все же является еле живой газетой с совершенно неясными перспективами: вечерняя пресса в России вообще довольно плохо продается пример "Столичной вечерней газеты" показателен. Какие-то деньги "Вечерняя Москва", конечно, зарабатывает на своих дополнительных проектах сборников сканвордов, журналах "Наташа", "Семейная медицина" и "Сударушка", но все же основным источником существования для нее являются бюджетные деньги.
Если допустить, что все эти сделки состоятся уже в ближайшее время, правительство Москвы вновь станет собственником довольно большого числа СМИ причем не только мертвых, полумертвых и никому не нужных (давно вы держали в руках газету "Арбатские вести" или "На Пресне"?), но и больших, с потенциально дорогими брендами. Если все они действительно объединятся в холдинг, то на рынке появится новый вполне серьезный игрок. По информации газеты "Известия", весь холдинг возглавит все тот же Игорь Шестаков. Правда, официально пока не подтверждены даже слухи о создании самого холдинга: Черников предпочитает говорить о "реорганизации" медиаактивов, принадлежащих Москве.
Зачем все это нужно?
Приобретение какого-либо СМИ может иметь две цели: инвестор либо хочет заработать на последующей перепродаже актива, либо будет использовать средство массовой информации для рекламы самого себя.
Покупка "Вечерней Москвы" и реформирование "Столицы" для зарабатывания денег выглядит совсем не в логике Собянина. Он, как только стал мэром Москвы, сразу же заявил, что намерен избавить правительство от непрофильных активов. "Москва 24", "Говорит Москва" и прочие СМИ это непрофильные активы для столичных чиновников: для публикации нормативных актов им достаточно какого-нибудь "Вестника мэра и правительства Москвы" (в нем, кстати, опубликован Генплан столицы).
Следовательно, СМИ нужны Собянину для того, чтобы сообщать москвичам о собственной политике, создать свой, не связанный с бывшим мэром инструмент для создания "нужного" общественного мнения. В общероссийском масштабе таких инструментов и так достаточно, а теперь появится еще один, столичный. Создать что-то "под себя" всегда легче, чем доносить свою точку зрения до уже существующих СМИ.
Источник: radioportal.ru