25 января Госдума приняла во втором чтении самый жестокий в истории России антитабачный закон. Он вступит в силу 1 июня, после того как пройдет окончательное чтение весной. Поможет ли новый законодательный акт в борьбе с курением, покажет время. Но первый антитабачный удар придется по малому бизнесу.
Напомним, что последняя редакция антитабачного закона вводит полный запрет на курение в госучреждениях, ресторанах, поездах, на вокзалах, стадионах и в метро. Также запрещается курить на лестничных площадках, в вестибюлях многоквартирных домов, лифтах. Подымить сигареткой можно будет только в специально отведенных помещениях предприятий и офисов. Помимо того, в соответствии с законом субъектам разрешено самостоятельно определять места, в которых запрещено курить и продавать сигареты. Речь идет о местах, не включенных в федеральный законодательный акт. При этом по всей России запрещено торговать сигаретами в киосках и ларьках. Реализовывать табачные изделия теперь можно исключительно в торговых залах. При этом сигареты снимут с витрин — на кассах предлагается выставлять лишь соответствующий прейскурант. В больших магазинах будут созданы специальные отделы, где курящие смогут определиться с выбором, не привлекая внимания других покупателей. Также предлагается запретить продажу электронных сигарет и жевательной табачной смеси. Табачным компаниям запретят проводить лотереи и спонсировать фестивали, а их переписка с органами власти будет публиковаться. Если, упаси Господи, в художественном фильме герой окажется курящим, то прокатчиков обяжут прокрутить ролик социальной рекламы о вреде табака.
При этом как будет реализовываться закон, похоже, и сами законодатели понимают слабо. Единственной прописанной мерой наказания на сегодняшний день остается штраф: эксперты предлагают сумму в 3 тысячи рублей в соответствии со средними зарплатами и международным опытом. А вот отлавливать нарушителей вменяется полиции. Заметим, что речь идет о 45 млн российских курильщиков. Так что современным Жегловым придется выбирать: гоняться то ли за преступником с ножом, то ли за мужиком с сигареткой в подъезде.
Между тем первый, а быть может, и самый сокрушительный антитабачный удар придется отнюдь не по курильщикам и даже не по производителям табака. В нокауте окажутся киоски и ларьки как основные распространители табака среди молодежи, по мнению российских законодателей. Видимо, недаром вступление в силу пресловутого закона приурочено к 1 июня — Дню защиты детей. Именно стремлением защитить молодежь от сигаретного угара поясняют депутаты свое небывалое антитабачное рвение.
— Все это напоминает мне безуспешную борьбу с алкоголизмом. Какие только ни вводили запреты, уничтожили ценнейшие виноградники, а россияне пить меньше так и не стали. Складывается впечатление, что теперь государство решило пополнить прорехи в бюджете за счет курильщиков, прикрывая свои истинные цели разговорами о борьбе с табачной зависимостью. Но хочу вас заверить — те, кто курил, так и будут курить, даже если им придется платить штрафы. Ну хорошо, не купит подросток пачку сигарет в киоске, а сделает это в ближайшем к школе супермаркете. И что, собственно говоря, от этого изменится? Разве что закон пройдется каленым железом по малому бизнесу. По всей стране закроются сотни тысяч ларьков, а значит, сотни тысяч людей останутся без работы. В наваре окажутся лишь крупные торговые сети, — комментирует антитабачный закон правозащитник Борис Башкиров.
С тем, что подобные меры ударят по малому бизнесу, согласны и специалисты Торгово-промышленной палаты РФ:
— Конечно, мы понимаем, что данная мера ударит по ларечникам. С точки зрения борьбы с курением эта мера вполне оправданна. Но другой вопрос, что государство предлагает в виде компенсации: будут ли это программы поддержки малого бизнеса, предложат ли предпринимателю другие формы и методы работы? Все эти моменты должны быть уравновешены. Если есть органы, ужесточающие контроль, то должны быть в параллели дополнительные программы поддержки — переквалификации, обучения, выделения земельных участков, — рассуждает директор департамента по защите малого и среднего бизнеса ТПП РФ Анна Палагина.
Впрочем, далеко не все представители бизнес-сообщества видят в антитабачном законе серьезную угрозу малому бизнесу.
— Да, безусловно, определенные неудобства малому бизнесу антитабачный закон принесет, но это будет не смертельно. К этим неудобствам нужно относиться с пониманием, так как они являются стимулом реструктуризации бизнеса. К тому же это оправданные меры, связанные с защитой здоровья населения, и прежде всего несовершеннолетних. В стационарных помещениях магазинов есть возможность с помощью видеокамер отслеживать, нарушает ли продавец правила торговли, федеральный закон, отпускает ли сигареты несовершеннолетним. В киосках это сделать не реально, — высказывает свою точку зрения исполнительный директор областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Галина Гайдаева.
С ней готов поспорить представитель киоскерского сообщества:
— На чем вообще основано утверждение, что больше всего табачных изделий подросткам продают в ларьках и киосках? Никто подобного исследования никогда не проводил, и данное утверждение взято, что называется, с потолка, а скорее всего, инициировано крупными торговыми сетями, потирающими сейчас руки в ожидании миллиардов прибыли от торговли табаком.
По оценке Александра Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции, принятие антитабачного закона отрицательно скажется на продаже газет. Оказывается, 30% всех газет покупается в газетных киосках вместе с сигаретами.
— Уберите табак из киосков — и киоски самоликвидируются. Этот закон имеет чисто коммерческую составляющую. Это битва больших сетей ритейла с малым бизнесом за большие деньги. Солидная сумма перейдет от малого бизнеса в большой ритейл. При этом табачные производители ничего не теряют, просто раньше человек мог купить пачку или две возле дома, а сейчас он будет покупать в гипермаркете блок или два. Курильщик свои аппетиты не умерит, а может даже, в связи с тем, что дома-то всегда есть запас, увеличит курение.
Плюсы и минусы антитабачного закона комментирует Сергей Сапотницкий, возглавлявший «Донской табак» с 2006 по 2012 годы:
— Ограничение мест торговли табачными изделиями считаю мерой вполне оправданной. Сигареты не тот товар, который должен продаваться повсеместно. Однако мы предлагали пойти по пути создания специализированной табачной розницы, как это сделали в большинстве цивилизованных стран мира, и даже предлагали запрет торговли табачными изделиями в крупных форматах торговых сетей. Но речь идет о борьбе за контроль ресурсов: цена вопроса — 5—6 млрд долларов в год, и понятно, что крупноформатные сети хотят забрать столь лакомый кусок. В целом же, как показывает мировая практика, ввод запретов мало влияет на сокращение числа курильщиков. Гораздо важнее социально-экономический уровень жизни населения. Если человек доволен жизнью, дорожит ею, то он и сам позаботится о своем здоровье.
Ирина Ароян
Источник: MK.RU