Вкусы читателей с маленьких и крупных станций не совпадают

Пассажиру в дороге помогает скоротать время какое-нибудь ненавязчивое чтение. Многие покупают для этого что-нибудь на вокзалах, где такие услуги сегодня предоставляют как частные предприниматели, так и крупные сети. Наш корреспондент изучает ситуацию. 

Потребность нескучно провести время в поезде у пассажира вторая по насущности после потребности перекусить. Она всегда была актуальной. 

Однотипные газетные киоски стояли на перронах, вокзалах еще в советские времена, разве что в 80-е годы там продавались в основном периодиче¬ские издания и открытки. 

Сегодня в этот ассортимент, помимо газет, журналов, книг, карт и схем, конвертов и календарей, включены также офисные, канцелярские, бумажные и филателистические товары, сувенирная продукция, детские игрушки, лотерейные билеты, карточки, бланки игровых лотерей. Понятно, что заводить в зале ожидания отдельный ларек, предназначенный только для продажи лотерейных билетов, не всегда бывает рентабельно. Киоск – это конструкция, которая работает на потоке покупателей. Но только на первый взгляд кажется, что место у всех киосков проходимое и хлебное. Наценка на печатную продукцию очень невысока, а сам печатный и сувенирный бизнес имеет на вокзалах ярко выраженную сезонную зависимость. К примеру, на зимних каникулах очень активно раскупалась детская литература, а сейчас ее продажи сошли почти на нет. Самые активные месяцы продаж – с июня по сентябрь, потом наступает затишье. 

На железных дорогах этим бизнесом занимаются три крупных оператора: «АРП Гудок» (бренд «Пресс-Лайн»), «Роспечать» и «АРПП Желдорпресс» (имеет большую сеть в Москве и Московской области). А также свои услуги предлагает множество мелких, местных предпринимателей. 

Крупные компании-распространители в разных регионах представлены по-разному. Как рассказала одна из руководителей сети «РостДонпечать» (филиал «Роспечати») в Ростовской области, на железной дороге у этой компании всего один киоск, и находится он на втором этаже главного железнодорожного вокзала Ростова. Еще не так давно был и второй, напротив первого, сейчас он пустует, его закрыли. 

Компания сетует на то, что она работает, полностью соблюдая законодательство, и поэтому ей трудно конкурировать с теми, кто трудится «по-черному». 

Кроме того, на главном ростовском железнодорожном вокзале – еще два киоска, которые принадлежат местным предпринимателям и расположены на первом этаже. Киоск «Роспечати» отличается от них тем, что там можно купить не только развлекательную, но и общественно-политическую периодику: газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Завтра», «Советскую Россию», «Российскую газету». 

Крупные издательские дома заключают с «Роспечатью» договоры на распространение своей продукции, им важно, чтобы она присутствовала по всей сети. Хотя не факт, что эта периодика будет непременно востребована. Киоскер «РостДонпечати», например, рассказала корреспонденту о том, что за полсмены (она длится 12 часов) продала всего один номер «Ведомостей», «а вчера вообще ни одного». Невостребованную продукцию приходится списывать. 

У частных арендаторов-распространителей нет соответствующих договоров с крупными ИД по продаже политических или экономических газет. Но и соответствующих проб¬лем с их продажей тоже нет. Продается только то, что имеет реальный спрос. 

– Из периодики хорошо идут «Комсомолка» и «АиФ», «Совершенно секретно» и «Спорт Экспресс» – рассказывает киоскер «ИП Рывкина» Галина Котляр. – Вот сегодня понедельник, так «Спорт Экспресс» ушел весь, все 12 номеров. А книги на точке такие же по цене, как и в книжных магазинах, поскольку мы, как мелкооптовые покупатели, имеем 30-процентную скидку у издательств. Из книг хорошо шла Донцова, но сейчас берут хуже. Плохо раскупаются Пелевин и Мураками, лучше – Селлинджер. Пассажиры в основном читают любовные романы и «женские» детективы. 

Провинциальные станции, такие как, к примеру, Лихая ограничиваются одним киоском на восьми квадратных метрах на всю станцию. 

– Киоск расположен у нас на привокзальной площади, – рассказывает и.о. начальника вокзала Лихая Луиза Казачкова. – Там есть у нас арендатор, «Роспечать», он каждый год продлевает свою аренду. Вкусы в глубинке не такие, как в крупных городах. В нашем киоске чаще берут «Айболит», «Полезные советы», газеты с объявлениями. 

Как рассказал начальник вокзала Краснодар-1 Сергей Царенко, на краснодарском вокзале расположены три газетных киоска – один снаружи и два внутри. Договоры с владельцем этих киосков подписываются в Москве, поэтому прямого отношения к аренде этих объектов администрация вокзала не имеет. 

– Когда к нам заходила крупная распространительская сеть, – рассказывает Сергей Царенко, – они предложили нам эскизы – как эти киоски будут выглядеть. Сейчас мы ждем, когда эти планы претворятся в жизнь. 

На вокзале в Сочи книгами торговал киоск местного предпринимателя, газетные же киоски принадлежали единому сетевому оператору. 

– Вокзал сейчас реконструируется – рассказывает начальник вокзала Сочи Александр Соколов. – До реконструкции у нас работали три точки, торгующие газетами. К Олимпиаде планируется несколько изменить лицо вокзала, соответ¬ствующая концепция уже разработана. 

По всей видимости, после реконструкции на сочинском вокзале появятся однотипные киоски одной из крупных сетевых компаний, которая определится в процессе конкурса.

Валерий Павлов

 

Источник: Гудок