Доставка по подписке: убыточная отрасль и средство духовного развития нации

19 марта в Государственной Думе под председательством депутата ГД ФС РФ Андрея Туманова (фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Пришедшие — а среди них были в основном генеральные директора издательских домов и подписных агентств, а также коллеги Андрея Туманова по комитету и представители почтовой отрасли со стороны государства — обсуждали ситуацию в России с организацией подписки в свете скорого рассмотрения Госдумой законопроекта «О почтовой связи».

Лейтмотивом разговора стала мысль о необходимости поддержки со стороны государства развития почтовой отрасли, а именно организации подписки на газеты и журналы. В противном случае, отмечали многие спикеры, перед страной встанет угроза уничтожения каналов распространения газет, журналов и книг, что может негативно отразиться духовном и нравственном развития населения страны.

Выступивший первым Председатель Комитета по информационной политике Алексей Митрофанов обратил внимание собравшихся, что «Почта России» сегодня — один из крупнейших хозяйствующих субъектов в стране, в котором трудятся около 400 тысяч работников. От того, какой будет модель реформирования столь крупного предприятия, зависит очень многое. Особенное беспокойство вызывают «утечки» в СМИ, в соответствии с которыми существуют варианты реформ «Почты России» по типу РАО ЕЭС.

Первый заместитель Председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов в своем выступлении призвал собравшихся профессионалов издательского и подписного бизнеса предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Одна из главных сегодня — сокращение доли субсидий со стороны государства на поддержку прежнего уровня тарифов на доставку печатной прессы подписчикам. «Законы должны придумывать не депутаты, а профессионалы. Депутаты их лишь продвигают», — сказал депутат.

Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Игорь Мандрыкин напомнил, что несколько лет назад правительство страны в целях сохранения доступности подписки для граждан рекомендовало «Почте России» сдержать тарифы на доставку, одновременно компенсируя потери предприятия в этом убыточном деле. Но на сегодняшний день размер компенсации значительно ниже затрат «Почты России» на доставку печатной продукции. Убытки и компенсационные субсидии совпали лишь в 2009 году, на сегодня разрыв составляет 5 процентов.

При этом рынок печатных СМИ находится в кризисе. Падают подписные и розничные тиражи газет и журналов, но розничные — быстрее. В результате за 10 лет доля подписного тиража увеличилась с 25 до 35 процентов.

Игорь Мандрыкин заметил, что в «Почте России» понимают: невозможно сегодня требовать от бюджета поддержки в полном объеме, посему «Почта России» предлагает поднять тарифы на доставку на 15 процентов после 5-летней заморозки.

Спикер также выразил обеспокоенность ФГУП возможностью введения в законе о почте социальных тарифов на доставку, из-за чего экономически обоснованные тарифы станут вне закона. Страшит «Почту России» и то, что уже в 2015 году в правительстве не предусмотрено вообще никаких дотаций на подписку и просит депутатов посодействовать субсидированию.

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин был оптимистичен. За рубежом и в России доля подписки растет. И там активно поддерживается социальная доставка. Нужны поддержка и значительные субсидии на доставку со стороны государства. В то же время Оськин выступил за рыночный подход, назвав свою концепцию «360 градусов»: издатель сам должен обеспечивать доставку своего контента по всем возможным каналам.

Оськин особо подчеркнул: Подписка — средство духовного развития нации. «Ведь не дураки же во Франции и Америке сидят», — заметил эмоционально оратор, обращая внимание на зарубежный опыт. «Подписка должна стать национальной идеей, так как это — инструмент воспитания».

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов заверил собравшихся: мы слышим партнеров, знаем об их проблемах — субсидирование будет продолжено. Вместе с тем он отказался обсуждать версии предстоящей реформы почтовой отрасли, несмотря на явный интерес и вопросы со стороны председателя Комитета по информационной политике Митрофанова.

Участники заседания, представляющие издательские дома и подписные агентства, настаивали: услуга доставки оказывается на очень низком уровне и очень дорога. Однако законодатели эту ситуацию усугубляют, считают они: в условиях падающего рынка закон о рекламе запретил рекламировать алкоголь и табак, скоро запретят рекламу БАДов. Кроме того, по всей стране «гнобят малый бизнес», закрываются киоски с прессой, выросла в 8-12 раз аренда. Очень высоки налоги, выше они только при добыче нефти и угля.

Нужны рыночные отношения, но нужна и господдержка, считают профессионалы рынка подписки. Падение объема подписки означает, по их убеждению, падение уровня интеллекта нации. Необходима программа поддержки чтения.

Первый заместитель председателя комитета ГД по информационной политике Леонид Левин согласился: доставка, почта — это больше, чем просто услуга. По новому законопроекту нет согласия, он напугал многих, так как предполагает то ли излишнюю либерализацию, то ли — напротив — монополизацию отрасли. Левин предложил расширить экспертную группу для работы над законопроектом.

Первый заместитель председателя комитета ГД по информационной политике Валентин Шурчанов также отметил огромное социальное значение почты, невозможность работы ее по коммерческой схеме в условиях наших расстояний и предложил подумать над тем, чтобы платить почтальонам в сельской местности как социальным работникам, осуществляющим присмотр за престарелыми одинокими людьми.

Завершая обсуждение, первый заместитель Председателя Комитета по информационной политике Андрей Туманов вновь призвал собравшихся представителей почтовой отрасли, агентств подписки и издательского дела: не нужно просить что-то, нужно составлять собственные планы, предложения, идеи, которые необходимо в виде конкретных документов передавать «под расписку» законодателям для их воплощения в новых законопроектах.

Хочется поддержать мысль депутата: выступающие очень много говорили о проблемах, связанных с работой почты, но очень мало и бегло — о предложениях по их решению. Очень часто выступления сводились к констатации неких корпоративных или ведомственных интересов, защищая которые выступающие охотно апеллировали к высокой роли, которую продолжает играть для граждан России печатное слово. Однако кроме тезиса о необходимости сохранения подписки и доставки за счет субсидий от государства и — вместе с тем — расширения коммерческих механизмов, конкретных идей по оптимизации работы отрасли звучало немного. В таких обстоятельствах, действительно, велика вероятность прихода в «Почту России» небезызвестного радикального реформатора, о чем мимоходом обмолвился один из участников заседания…

***

Еще немного цифр (из пресс-релиза от «Почты России»):

Почта России является единственным предприятием в стране, обеспечивающим доставку газет и журналов по всей территории России, принося выписанное издание каждому подписчику непосредственно на дом. Благодаря Почте каждый житель самого удаленного и труднодоступного уголка РФ имеет возможность получать газеты и журналы, оформив подписку в любом из сорока тысяч отделений почтовой связи, в пунктах приема подписки или на дому.

Почтовая подписка зачастую является единственным способом получения газет и журналов для людей старшего возраста, жителей сельской местности, отдаленных и труднодоступных населенных пунктов.

Поддержанию уровня подписки на стабильном уровне способствуют льготные условия при оформлении подписки. Так, например, во время Всероссийских декад подписки, которые почта проводит совместно с редакциями газет и журналов по всей стране два раза в год клиенты могут получить скидку при оформлении подписки на три и более издания в один адрес. Для удобства клиентов во время Декад подписки в местах отдыха и проведения массовых мероприятий организуется работа специальных выездных подписных пунктов, где каждый желающий может оформить подписку прямо на улице. Декады подписки — это также шанс для каждого поучаствовать в акции «Благотворительная подписка» и внести свой вклад в пополнение библиотек детских домов и других социальных учреждений. Всем благотворителям почтовое предприятие предоставляет дополнительную скидку на доставку изданий.

Почта России предоставляет скидки ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, инвалидам I и II групп, слепым и слабовидящим гражданам. Подписчики самых массовых и востребованных газет и журналов, всех районных и городских изданий также могут рассчитывать на льготы.

Кроме того, ФГУП «Почта России» активно внедряет новые сервисы по оформлению подписки. Среди них: подписка на дому и в офисе, подписка по телефону, Интернет-подписка, через терминалы самообслуживания.

Вместе с тем, услуга по подписке, не относящаяся к общедоступным услугам почтовой связи, для Почты убыточна, поскольку действующие тарифы не покрывают затрат предприятия по оказанию данной услуги.

С 2008 года государство оказывает финансовую поддержку системе распространения периодических печатных изданий по подписке через Почту России. Государство компенсирует Почте убытки от оказания данной услуги. Благодаря этому, несмотря на глубокую убыточность услуги, сохранялась  возможность не повышать тарифы на доставку газет и журналов в течение девяти подписных кампаний.

Вместе с тем, предусмотренные федеральным бюджетом субсидии на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием роста тарифов на услуги по приему заказов на подписку и доставку периодических печатных изданий (в 2008 году — 1,6 млрд. рублей, в 2009 году — 2,99 млрд. рублей, в 2010 году — 3,0 млрд. рублей, в 2011 году — 3,04 млрд. рублей, в 2012 году — 3,2 млрд. руб.), лишь частично покрывают убытки предприятия. Так, по итогам 2008 года покрытие убытков составило 76%, в 2009 году — 99%, в 2010 году — 74%, в 2011 году — 55%, в 2012 году — 53%.

Растущие убытки ФГУП «Почта России», не покрываемые выделяемыми субсидиями, ведут к ухудшению качества доставки СМИ населению. Субсидии решают задачу по сдерживанию подписных цен, но они не влияют на качество услуги. Средства получаемые предприятием от подписки не могут быть вложены в развитие услуги, так как они не покрывают даже затраты на ее оказание.

А.Козлов

 

Источник: Справедливо Онлайн