Чтобы удержать сотрудников, «Коммерсантъ» готов распределять между ними половину годовой прибыли. До сих пор процент от прибыли получали только топ-менеджеры этого издательского дома

Большая часть сотрудников «Коммерсанта» в ближайшие месяцы получит «опционы в виде фантомных акций», сообщил гендиректор издательского дома Павел Филенков. Бумаги нельзя будет покупать и продавать, фактически они закрепляют право на долю в прибыли, следует из его слов. Программа будет распространена на менеджеров, редакторов и часть корреспондентов, уточнил он.

По словам Филенкова, такая программа создана для повышения лояльности сотрудников. Всего между владельцами опционов будет распределено не менее половины прибыли ИД, такая выплата заменит им годовую премию. Детали программы будут разработаны в течение одного-двух месяцев, обещает он.

Топ-менеджеры «Коммерсанта» довольно давно получают процент от прибыли издательского дома, рассказал Филенков, но это происходит по неформальной договоренности с владельцами и доля выплат определяется каждый год заново. Какую долю прибыли получают топ-менеджеры и кому именно они положены, он обсуждать отказался. Распределение денег между владельцами опционов будет четко задокументировано и не будет зависеть от субъективных факторов, отметил Филенков.

В 2011 г. прибыль «Коммерсанта» до налогообложения составила $13 млн, финансовые результаты прошлого года пока не опубликованы. Источник в «Коммерсанте» уточнил лишь, что прибыль выросла по сравнению с 2011 г.

В последнее время «Коммерсантъ» столкнулся со значительным оттоком журналистов и менеджеров, которые покинули издательский дом по разным причинам (см. врез). Часть ушедших сотрудников публично признавали, что расстались с местом работы из-за давления и неприемлемых требований новых руководителей ИД. Практически все они отрицали, что покинули «Коммерсантъ» из-за более перспективной работы или высокой зарплаты. «Для меня деньги никогда не были основным мотивом работы в Ъ, — написал у себя в Facebook две недели назад бывший главный редактор сайта kommersant.ru Илья Булавинов, — людей переманивали из Ъ всегда и на хорошие деньги. Но такого массового исхода, как сейчас, не было давно. И уходят в том числе вообще в никуда».

Сам Филенков все же уверен, что во многих случаях обещание более высокой зарплаты играло важную роль при уходе сотрудников: «Известно, что, к примеру, ИТАР-ТАСС переманивает наших журналистов и менеджеров на зарплату в два-три раза больше».

Бывший шеф-редактор фотослужбы «Коммерсанта» Юрий Дьяконов, который сейчас работает в ИТАР-ТАСС, отрицает какие-либо финансовые мотивы расставания с «Коммерсантом». Остальные ушедшие сотрудники отказались от комментариев либо не ответили на звонок «Ведомостей».

«Коммерсантъ» не первое российское СМИ, которое решило поощрить сотрудников акциями. При основании «Эксперта» примерно 20 его сотрудников, перешедших из «Коммерсанта», получили паи товарищества, владеющего издательским домом. При продаже долей в «Эксперте» внешним инвесторам (например, в 1997 г. блокпакет ИД купил «Интеррос») они получали деньги, говорит Андрей Шмаров, который владел таким паем. При увольнении сотрудника пай у него выкупался, уточнил Шмаров. Он не смог вспомнить, получали ли владельцы паев какие-то дивиденды по итогам года.

РБК до кризиса выдавала отличившимся сотрудникам фантомные акции, которые те через несколько лет могли продать и заработать на росте капитализации холдинга, рассказал один из основателей компании Александр Моргульчик. Но у рядовых сотрудников эта программа большого энтузиазма не вызывала, признает он: «Большая часть людей хочет получить вознаграждение здесь и сейчас, а не ждать три года, пусть это и будет значительно большая сумма».

Ксения Болецкая

 

Источник: Ведомости