"Почта России" будет улучшать свою работу как собственными силами, так и при помощи сторонних наблюдателей. Вслед за созданием программы модернизации почтовой отрасли на период с 2013 по 2015 год (первый вариант был создан в 2009 году, а сама программа предусматривает, что оператор вместе с государством инвестирует более 200 млрд руб. в инфраструктуру почтовой связи) "Почта России" решила привлечь общественность к улучшению своего сервиса. Как стало известно в марте 2013 года, при почтовом операторе будет создан общественный наблюдательный совет, задачами которого будут изучение интересов граждан, проведение экспертизы проектов нормативных актов и, конечно, подготовка собственных предложений. В совет могут войти до 30 членов, чьи кандидатуры будет утверждать гендиректор "Почты России". На сегодняшний день, по информации источника "Ъ", официальное приглашение уже получили модельер Вячеслав Зайцев, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор МТУСИ Артем Аджемов, президент благотворительного фонда "Линия жизни" Фаина Захарова, врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова, председатель профсоюза работников связи Анатолий Назейкин, председатель правления Ассоциации распространителей периодической печати Александр Оськин, аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, глава комитета Госдумы по информационной политике, технологиям и связи Алексей Митрофанов.
Напомним, что первым о необходимости взяться за реформирование "Почты России" заявил президент страны Владимир Путин в конце 2012 года. Глава государства поручил премьеру Дмитрию Медведеву подготовить программу модернизации почтовой отрасли. В результате уже в начале марта 2013 года Минкомсвязь разработала законопроект "О почтовой связи" и сопутствующий ему законопроект с перечнем необходимых изменений, которые предстоит внести в отдельные нормативные акты.
Суть реформы — положить конец монополии ФГУПа на рынке почтовых услуг и сделать этот рынок конкурентным. Согласно разработанной концепции, "Почта России" станет акционерным обществом. Изначально все почтовые операторы делятся на два типа: курьерской почтовой связи и универсальной почтовой связи. К первой относятся все коммерческие предприятия, ко второй — только госоператор. Законопроект сделает вторую категорию открытой для любой компании, у которой есть общероссийская инфраструктуру и единая система официальных электронных почтовых ящиков. На данный момент документ находится на доработке по инициативе Министерства юстиции, в котором были неудовлетворены качеством законопроекта. Однако, подчеркивает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов, на сегодняшний день сама идея с "разделением почт" уже неосуществима, так как в марте 2013 года "Почта России" была включена в перечень стратегических предприятий (соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин), что сделало трансформацию почтового оператора невозможной на законодательном уровне. "Сама по себе идея (она мне лично сильно не нравится) о разделении при всей своей революционности обсуждаемая, интересная и свидетельствует разве что о том, что мнений, "как нам обустроить почту", великое множество и будет еще больше",— убежден господин Иванов.
По мнению главы НАДТ, начинать преобразования "Почты России" нужно со снижения тарифов — где-то вполовину. Как поясняет Александр Иванов, почта зарабатывает с оборотов. Себестоимость доставки равна расходам на транспорт. То есть чем больше писем везет автомобиль, тем ниже себестоимость каждого отправления. "Российский почтальон сегодня носит в 16 раз меньше почты, чем немецкий. Не от лени — просто носить у нас нечего",— говорит господин Иванов. С такой производительностью труда средства на зарплаты брать неоткуда. Кроме того, от оборотов зависит скорость доставки. Например, если приходит одна посылка в день, никто не повезет ее отдельно в отдаленный населенный пункт. "Будут ждать, пока посылок наберется с десяток — десять дней",— поясняет президент НАДТ. "Себестоимость посылок, зарплата почтальонов (значит, и качество доставки на "последней миле") и скорость доставки — все это зависит от того, много будет почты или мало",— подчеркивает он. При росте тарифов каждый год, которое наблюдается у нас, количество отправлений сокращается, в результате прибыли больше не становится. Получается замкнутый круг.
При этом по информации НАДТ, почтовые тарифы в России сегодня значительно выше стоимости услуг любой европейской страны. В результате по оборотам почты в 2012 году в России всего было осуществлено 107 млн отправлений в год. Из них 56 млн посылок было переслано "Почтой России". Для сравнения: на Украине эта цифра составляет 50 млн, в Польше — 220 млн, Германии — 1,8 млрд (данные за 2011 год, за 2012-й еще нет).
Однако даже снижение тарифов не заставит потребителей резко "полюбить" "Почту России". Госоператору придется взяться за исправление своей репутации. "Качество работы "Почты России" сейчас крайне низкое, поэтому и доверие отправителей к ней — тоже",— подчеркивает Александр Иванов. Чтобы поднять уровень обслуживания, нужно внедрять передовые технологии обработки почты, убежден эксперт.
Пока все критикуют работу "Почты России" и думают, как ее улучшать, сам госоператор отчитался по финансовым результатам за 2012 год. Количество отправлений за год увеличилось на 6%: в прошлом году усилиями ФГУПа было переслано 53 млн посылок и 1,636 млн писем. Выросла и выручка — на 7% (129 млрд руб.), чистая прибыль увеличилась на 2% (813 млн руб.). При этом только 47% выручки принесли почтовые услуги. Еще 36% дали финансовые услуги: выплаты пенсий и пособий. Теперь оператор планирует потратить чистую прибыль на покупку необходимого для перевозок транспорта (1235 новых автомобилей, 10 почтовых вагонов) и улучшение инфраструктуры — речь идет о реконструкции 534 почтовых отделений.
Что касается альтернатив у потребителей на сегодняшний день, то заменить госоператора россиянам при почтовых отправлениях некем. Есть вариант экспресс-доставки: в этом сегменте рынка работают как международные (DHL Express, UPS, FedEx, TNT Express, DPD), так и российские компании (EMS Russian Post — "дочка" "Почты России", "СПСР экспресс", Pony Express и другие). Местные игроки создали Ассоциацию негосударственных операторов почтовой связи, в которую входят "Армадилло бизнес посылка" (работает под брендом DPD, часть международного холдинга GeoPost), "СПСР экспресс", "Курьер сервис экспресс" и др. Все эти компании оказывают различные категории услуг: начиная от премиума — доставка к определенному времени, которую предоставляет DHL Express, и заканчивая сервисом, ориентированным на массового потребителя, с более длительными сроками доставки (EMS, СПСР).
Главный минус операторов экспресс-доставки для среднестатистического потребителя — их сравнительно высокие тарифы, обусловленные, по словам экспертов, недостатками транспортной инфраструктуры. Помимо плохих автомобильных дорог перевозчики сталкиваются с недостатками транспортировки железной дорогой. Крупные грузы или посылки на дальние расстояния отправляются багажными вагонами в составе пассажирских поездов. "В настоящее время на рынке грузобагажных перевозок активно работает ГК "Желдорэкспедиция" — владелец собственных вагонов, с недавних пор имеющий статус оператора наравне с ФГУП "Почта России", которое также обладает большим парком вагонов. В этом году в ряды логистов вступило ОАО "ФПК-Логистика" — дочернее общество ОАО ФПК",— говорит Лев Рузавин, эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий. По его мнению, именно "развитие высокоскоростного и скоростного сообщения и ликвидация узких мест на железнодорожной сети страны к 2018 году, возможно, вызовет еще больший всплеск интереса со стороны бизнеса".
Однако сфера потенциального расширения частных операторов все равно ограничена их бизнес-интересами. Так, они развивают свою сеть, исходя из растущего спроса на их услуги, то есть ориентируясь на потенциальную прибыль, и доставку до малонаселенных пунктов "частники" вряд ли будут организовывать. Поэтому достойных конкурентов у "Почты России" как у национального почтового оператора с самой широкой сетью филиалов не предвидится. Так что потребителям остается ждать, пока усилия по усовершенствованию работы ФГУПа дадут свои плоды и качество вместе с ценами претерпят приятные изменения.
Мария Карнаух
Источник: КоммерсантЪ. Логистика