Столичные власти хотят опробовать в московском метро проект студентов американской рекламной школы Miami Ad School, направленный на популяризацию городских библиотек. Эта интерактивная кампания построена по принципу стимуляции потребления: пользователям смартфонов предлагается бесплатно прочитать первые 10 страниц понравившейся книги, а затем им предоставляется карта с ближайшими библиотеками, в которых можно взять эту книгу для прочтения. Об интересе Московской мэрии к данному проекту «Известиям» рассказал руководитель департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Черников.
Кампания рассчитана на пассажиров метро, потому что, с одной стороны, именно там люди часто читают, а с другой — там плохо работает интернет. Технология достаточно простая: в вагонах размещаются рекламные плакаты, имитирующие книжные полки. Владелец смартфона совершенно бесплатно может загрузить первые 10 страниц любой книги с полки. Делается это при помощи технологии NFC (Near-Field Communication) — беспроводной бесконтактной системы, которая позволяет передавать данные между двумя устройствами на расстоянии нескольких сантиметров. Когда читатель выйдет из подземки, в его телефоне появится карта с ближайшими библиотеками, в которых можно взять книгу уже в полном бумажном варианте.
Старший научный сотрудник лаборатории музейного проектирования в Российском институте культурологии Иван Гринько скептически отнесся к перспективам проекта в Москве. По его словам, дело в различии между российской и американской системами работы библиотек.
— В США для получения книги достаточно предъявить карточку соцстрахования, поэтому там есть возможность взять книгу в ближайшей библиотеке и вернуть ее уже в другой — той, которая окажется ближайшей на момент прочтения книги, — рассказывает Гринько. — У нас же книги можно брать только там, где ты зарегистрирован, вернуть книгу можно только в той же библиотеке, в которой ты ее взял, это усложняет процесс.
Спикер Гильдии маркетологов Николас Коро считает идею более чем перспективной.
— Во-первых, современное поколение помешано на гаджетах, и только через них можно привести молодых людей к более традиционным вещам, таким как поход в библиотеку, — говорит эксперт. — Во-вторых, этот проект построен по правильному принципу — не принуждать идти в библиотеку, а заинтриговать и помочь найти.
В то же время эксперт считает, что количество «пробных» страниц стоит сократить.
— Учитывая современные исследования по концентрации внимания, лучше предоставить для бесплатного скачивания 3–5 страниц, а не 10, этот объем будет оптимальным для возникновения заинтересованности, — считает Коро.
Руководитель исследовательского направления компании ComNews Research Евгений Евдокименко рассказал, что в России технология NFC (предлагаемая авторами проекта) очень мало распространена, поэтому нужно искать альтернативу.
— На нашем рынке существует примерно 10 моделей телефонов с NFC, но о ее существовании знает около 3% владельцев этих аппаратов, — говорит эксперт. — Сотовые операторы применяют ее в пилотных проектах по оплате общественного транспорта, но пока все это на стадии экспериментов.
Как пояснил Евдокименко, альтернативой технологии может стать Bluetooth, Wi-Fi (исключительно как технология бесконтактной передачи данных, без выхода в интернет) или QR-код.
— Рекламные агентства в состоянии адаптировать кампанию для Москвы, любая крупная поисковая система может предоставить информацию о «ближайших библиотеках» — спонсоры найдутся, — уверен он.
Директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева Татьяна Коробкина сочла проект интересным, однако отметила, что для его реализации сначала требуется повысить уровень информатизации московских библиотек.
— Чтобы на карте появились ближайшие библиотеки, где можно взять ту или иную книгу, нужен единый каталог фондов публичных библиотек, которого пока нет, — пояснила она. — Для того чтобы брать книги в одной библиотеке, а сдавать в другой, нужен единый читательский билет, разработка которого тоже еще в стадии проекта. Его невозможно создать без вышеупомянутого единого каталога, а также общегородского портала с опциями электронной записи, возможности продления пользования и бронирования книг.
Юлия Козленкова
Источник: Известия