Развитие новых технологий, как это ни парадоксально, не всегда оказывает положительное влияние на журналистику в традиционном ее понимании. С развитием социальных сетей, блогосферы появилась «народная, или, как ее еще называют, «гражданская» журналистика.

А что происходит с традиционной журналистикой в век скоростей и востребованности краткой информации? На сегодняшний день, несмотря на развитие интернета и всевозможных гаджетов, печатные издания по-прежнему, особенно в регионах, остаются основным источником информации, вызывающим доверие у читателей. Доказательством тому послужил Деловой форум «Качественная пресса и перспективы ее развития» и Выставка прессы, возобновившая свою работу после пятилетнего перерыва в новом формате b2b. Эти мероприятия состоялись в рамках проекта «Золотой фонд прессы». Организаторами выступили ИД «Журналист» и Оргкомитет «Золотого фонда прессы». Генеральным партнером в этом году был Альянс независимых региональных издателей (АНРИ). Проект поддержало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Посольство Республики Болгария.

В выставке и деловой программе форума приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации г-н Бойко Коцев и генеральный секретарь Союза болгарских журналистов Снежана Тодорова. Более трехсот участников собрались в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Участниками выставки  были не только издания – обладатели Знака отличия «Золотой фонд прессы-2013», но и отраслевые организации – АРПП, АРС-ПРЕСС, ГИПП, специалисты по распространению, полиграфические и компьютерные компании. Почетный гость Выставки – Тюменская область – подготовила интересную презентацию о деятельности местных СМИ. На стенде журнала «Журналист», которому в январе следующего года исполнится 100 лет, впервые были представлены первые выпуски издания, начиная с 1914 года, которые на сегодняшний день уже стали раритетными.

Одним из значимых событий стало вручение Знака отличия «Золотой фонд прессы-2013», учрежденного в 2005 году для награждения качественных печатных СМИ. С изданиями, обладателями Знака, можно было познакомиться на выставке, на объединенном стенде. 

Главная тема, которая обсуждалась в течение двух дней, – состояние качественной прессы. Открыл форум генеральный директор ИД «Журналист», главный редактор журнала «Журналист» Геннадий Мальцев. Он акцентировал внимание участников на таких вопросах, как качество журналистики, ее нравственность и авторитет, значение профессии журналиста сегодня. Особое внимание Г. Мальцев обратил на значение Знака отличия «Золотой фонд прессы» для изданий.

Современному рынку прессы России, его основным направлениям развития и проблемам было посвящено выступление Геннадия Кудия, заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати РФ. Немало внимания уделили проблемам взаимоотношений власти и СМИ, развитию газеты в эпоху электронных СМИ, созданию мультимедийных редакций, влиянию новых медиа на печатные издания, способах эффективной конкуренции местных газет на рынке. Генеральный секретарь Союза болгарских журналистов Снежана Тодорова рассказала о ситуации на рынке болгарских СМИ.

Первый день работы форума закончился демонстрацией презентаций проектов эффективной работы с читателями.

Большую дискуссию вызвали темы, обсуждаемые на круглом столе «Распространитель и издатель: есть ли будущее у прессы?», который открыл программу второго дня. В роли организатора выступила Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП). Характеристику сложившейся ситуации на рынке распространения дал председатель АРПП Александр Оськин, председатель правления АРПП.

Татьяна Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга компании «Консалт-Центр» отметила, что массовое закрытие киосков с прессой по всей стране сильно затрудняет продвижение информации. А наметившаяся тенденция сокращения рекламы в печатных изданиях ведет к потере доходов и постепенному сокращению тиражей (в России – на 7% в год).

Татьяна отметила, что печать оправилась от шока, нанесенного экспансией интернета, и издатели убедились в ценности реальных продаж бумажных копий. Основной проблемой, затронутой в докладе, стала структура розничного рынка периодической печати и обеспеченность российских городов киосками прессы. Среди причин падения спроса на печатные издания было указано закрытие торговых объектов. К примеру, каждый четвертый москвич перестал покупать прессу из-за закрытия торговой точки рядом с домом или работой. Тем не менее, несмотря на негативные факторы подписка растет. С 2006 по 2012 год ее прирост составил 10%. По вопросам подписки с докладом выступил председатель координационного совета недавно созданного Альянса в поддержку института подписки Вячеслав Керов. Основная цель Альянса – сделать подписку простой и доступной. Для этого был составлен план действий на ближайший год, подразумевающий разработку законопроекта о почтовой связи, системное улучшение состояния почтовых ящиков, назначение 10% ставки НДС на доставку изданий. В своем выступлении Керов заявил, что в стране почти 50 млн почтовых ящиков бесхозны, а чтобы исправить положение, необходимо внести поправки в 6 государственных законов. Говоря о модернизации почты, он с сожалением отметил, что 30% почтовых отделений в России не имеют компьютеров, что, несомненно, тормозит работу и сказывается на качестве услуг.

Бурно отреагировала аудитория на выступление Марии Соболевой, директора департамента подписки ФГУП «Почта России». Она затронула вопрос убыточности услуги подпис ки для почты, сложности получения государственных субсидий, постоянного роста тарифов, нехватки работников, однако отметила, что почта делает все возможное для улучшения ситуации, мотивации сотрудников и подписчиков, повышения качества услуг. Ей пришлось выслушать немало претензий к почте, которые, по сути, одинаковы практически для всех регионов. По мнению участников круглого стола, 8%, которые подписка занимает в обороте почты, слишком малая часть. Заострили вопрос и на внедрении адресной подписки. По итогам работы круглого стола была разработана Резолюция рекомендаций, текст которой опубликован на сайте journalist-virt.ru.

Большой интерес вызвали мастер-классы по заработку изданий в интернете, который провели Ольга Иванова, заместитель руководителя Дирекции международных проектов «Российской газеты» по новым медиа и редакционным технологиям, и Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines (издательство «Российская газета»), ведущий раздела «Новые медиа» журнала «Журналист». Говоря о получении доходов от пользователей Сети, они отметили несколько способов: платный доступ к сайтам, контекстная и медийная реклама, он-лайн и мобильные спецпроекты, размещение специализированных объявлений (Classifieds, вроде Авито или Сландо), дополнительные сервисы на сайте (покупка билетов, заказ такси, бронь столиков), краудфандинг, «монетизацию лайков» в социальных сетях, создание интернет-магазинов под брендом издания (сувенирная продукция с логотипами), использование личных данных пользователей. «Личная информация становится новым топливом технологического прогресса и новой валютой цифрового мира». Запрос регистрации – это способ лучше узнать свою аудиторию и дороже продать ее рекламодателю.

Значение инфографики на наглядных примерах показал Алексей Коньков, арт-директор газеты «Мой район».

Анатолий Полозков, генеральный директор ИД «Голос Железногорска», поделился опытом «взращивания» собственных кадров и их корпоративного обучения.

Состоялось награждение победителей конкурсов, проводимых журналом «Журналист» «Лучшая идея газетного бизнеса-2012» и «Стратегия успеха» и конкурсов, организованных среди участников проекта «Золотой фонда прессы»: «Главный редактор года», «Золотой лотос», «Кентавр», «Маленький принц», «Хрустальная матрешка». В этом году жюри внесло изменения в положение о присуждении почетного звания «Главный редактор года». Выбирали из федеральных (московских), республиканских (краевых, областных) и городских (районных) изданий. После долгих обсуждений почетное звание «Главный реактор года» было присуждено Александру Куприянову, главному редактору «Вечерней Москвы»; Африкану Соловьеву, главному редактору «Советской Чувашии»; Белле Севостьяновой, главному редактору «Шахтинских известий», Ростовская область.

Почетным дипломом награждена Наталья Мальцева, главный редактор газеты «Березниковский рабочий», Пермский край.

С полным списком победителей всех конкурсов можно ознакомиться на сайте journalist-virt. Кроме главного приза, победители получили путевки на отдых в Болгарию, предоставленные туроператором «БАЛКАН ЭКСПРЕСС» и курортного комплекса Албена. Свою путевку Белла Севостьянова передала семье с больным ребенком.

Для участников форум стал хорошей площадкой для общения, дискуссий, обменом успешным практическим опытом.

Интересной и насыщенной была двухдневная программа делового форума. Рассказать о всех выступлениях в одной статье невозможно, поэтому постараемся наиболее интересные опубликовать в следующих номерах журнала.

Любовь ПЕТРОВА, Наталия ЗАБОЕВА

 

Источник: Журналист