По мнению абсолютного большинства представителей медиарынка, сегодня назрела острая необходимость в разработке комплекса мер административного и экономического характера по поддержке столичной медиаотрасли на уровне Правительства Москвы. Координатором в подготовке и продвижении конкретных предложений в этом направлении мог бы выступить городской Департамент СМИ и рекламы в тесном сотрудничестве с профильными общественными организациями. При этом целесообразно учесть опыт зарубежных стран и отдельных регионов нашей страны, наиболее благополучных с точки зрения развития издательской отрасли.
Международная практика показывает, что политика государственной поддержки печатных СМИ и книгоиздания широко и успешно применяется в большинстве развитых стран. Формы такой поддержки сочетают в себе как прямые финансовые субсидии, так и создание на государственном и региональном уровне льготных, а главное стабильных условий для ведения социально-значимого бизнеса, делают его более привлекательным для инвестиционных вложений, способствуют его эффективному развитию.
Например, во Франции, которую можно с полным основанием считать образцовой страной с точки зрения проработанности системы поддержки прессы, успешно применяются меры целевой финансовой помощи на модернизацию и развитие объектов прессы, выделение льготных кредитов на закупку нового оборудования и т.д.
Есть положительный опыт поддержки СМИ и в отдельных регионах России. Правда он не носит повсеместного и системного характера. Но, тем не менее, присутствует. Например, введение льготных условий ведения бизнеса для издателей и распространителей прессы в Липецке (здесь действуют пониженные арендные ставки на землю: плата составляет 10-12 рублей за 1 кв.м земли в месяц). Или — увеличение срока аренды земли и значительное расширение ассортимента для киосков прессы в Казани. Все эти меры во многом способствовали не только стабилизации ситуации на рынке печатных СМИ, но и эффективному развитию в регионе медиаотрасли в целом.
В целях спасения и сохранения системы издания и распространения печатных СМИ в Москве, мы предлагаем Департаменту СМИ и рекламы рассмотреть возможность принятия комплекса мер, в первую очередь, административного характера, не требующих дополнительных бюджетных средств.
В частности, нормативно закрепить предоставление определенных льготных условий ведения бизнеса по изданию и распространению прессы в столице, как социально-значимых товара и услуги:
— ввести льготные ставки по аренде земли (10-12 руб. за кв.м — по аналогии Липецка) и увеличить сроки аренды (сроки договоров на размещение) до 10 лет;
— включит предприятия отрасли, издающие и реализующие социально значимую продукцию, в список организаций и учреждений, которым предоставляются льготы по аренде нежилых помещений;
— ввести льготные тарифов на электроэнергию и телекоммуникационные услуги (на уровне 2011 года);
— утвердить приоритетность мест размещения нестационарных торговых объектов специализации «печать», в том числе в пределах строящихся транспортно-пересадочных узлов, на железнодорожных платформах, автовокзалах, рядом со станциями метро и транспортными узлами; при необходимости перемещения объекта прессы по инициативе городских властей, предоставлять равнозначные, с точки зрения рентабельности, компенсационные места;
— предоставить возможность развития рекламных услуг (не только соответствующей специализации «печать») с использованием киосковой сети прессы, причем не только социального, но и коммерческого характера;
— снять ограничения по перечню разрешенных сопутствующих товаров и радикально расширить ассортимент товаров и услуг в киосках прессы, включив в него снетковую продукцию, м елкоштучные кондитерские изделия, галантерейную продукцию, товары личной гигиены, бритвенные принадлежности, соки и безалкогольные напитки (в течение года), мороженое в промышленной упаковке (в течение года), горячий кофе (при соответствующем оборудовании объекта), а бонементы на культурно-массовые, зрелищные и спортивные мероприятия, театральные билеты, проездные билеты на транспорт (без ограничений количества поездок), п рием коммунальных и других видов электронных платежей от населения, прием и выдачу интернет-заказов и др.
Что касается последнего из обозначенных мною пунктов, то подавляющее большинство операторов столичного рынка распространения печати высказываются за равнозначное развитие рекламных услуг с использованием киосковой сети прессы. При этом предлагается рассмотреть возможность снятия нормативного ограничения по содержанию рекламы на киосках прессы в соответствии с их специализацией, то есть разрешить рекламировать не только печатную продукцию, но и использовать рекламные щиты для анонсирования предстоящих культурных (спортивных) событий мероприятий в столице (премьеры спектаклей, соревнований, концертов, репертуар кинотеатров), а так же для рекламы других услуг и товаров культурного и социально-значимого характера. Такой подход в организации рекламных услуг повысит привлекательность киоска прессы, как объекта культурного значения, привлечёт внимание и москвичей и рекламодателей, что будет способствовать улучшению экономики отрасли в целом.
Еще одной действенной мерой поддержки отрасли печатных СМИ столицы может стать введение механизма выделения городом для киосков прессы (на их замену, модернизацию, приобретение нового оборудования) прямых финансовых субсидий и целевых льготных кредитов.
В заключении хочу отметить, что все соответствующие предложения уже подготовлены и направлены в адрес Департамента СМИ и рекламы г.Москвы.
Источник: PlanetaSMI.RU