Сначала благодаря административному рвению Москва растеряла торговые палатки. Теперь по рыночным причинам быстро теряет газетные киоски. Они попали в жёсткие тиски: арендные ставки растут, а спрос на печатные издания падает — москвичи всё меньше читают, особенно с бумажных носителей. И вот общий итог сложившейся ситуации: три крупных московских сети, работавших в этой сфере, обанкротились, намечаются и другие банкротства. Эксперты полагают, что при такой тенденции года через два-три в Москве будет трудно купить газету мимоходом на улице.

В конце мая прошел круглый стол "Диалог с властью. Актуальные проблемы медийной отрасли", на котором представители Союза журналистов Москвы и Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) попытались привлечь внимание приглашенных руководителей профильных департаментов столицы к проблеме массового закрытия киосков печати. Выяснилось, что уже более 800 из 2800 не работают. Держать их становится невыгодно для владельцев, хотя зарплата у киоскеров мизерная. Каждый день, по данным АРПП, в России закрывается до 10 таких точек, за 8 лет закрылась 21 тысяча.

Если сокращения продолжатся такими темпами, то на фоне давно загубленной почтовой подписки многие СМИ потеряют до половины тиражей, а часть изданий просто прекратит существование. По словам генерального директора ООО "Финанс-Медиа" Анны Грачевой, Москва относится к регионам, в которых почти нет подписки, основная масса тиражей продается через розницу. Поэтому гибель точек распространения газет и журналов означает резкое сужение информационного поля и поливариантности в подаче событий.

Столичные киоски здорово поредели даже там, где печатная продукция по-прежнему пользуется хорошим спросом — на московских вокзалах. Еще в конце прошлого года департамент СМИ и рекламы московского правительства заявил о "неправомерных действиях" ОАО "Российские железные дороги" по ликвидации киосков с прессой у вокзалов. По данным департамента, в этих местах было ликвидировано 35 киосков печати, хотя у распространителей были все разрешительные документы на торговлю. И этот процесс продолжается в ходе широкой реорганизации железнодорожных пассажирских узлов и их стыковки с наземным транспортом. При этом монополистом по распространению печатной продукции через поредевшие точки продажи становится дочерняя компания РЖД "Пресс-Лайн".

Еще раньше газетно-журнальные точки пострадали при массовом сносе торговых палаток. В рамках борьбы с мелкой розницей неприбыльные киоски печати, словно бедные родственники, до сих пор являются объектами личной неприязни чиновников разного масштаба. "Не понравившийся" киоск могут вывезти ночью, без разрешения суда, вместе с газетами и журналами. Безосновательно разрываются договоры аренды.

Собственно, во всем мире с развитием электронных СМИ снижается интерес к бумажным носителям. Но, например, в Европе, в городах столичных и провинциальных один киоск печати обслуживает от 700 до 1800 жителей. В Москве, где когда-то любая поездка в метро начиналась с газет, эти показатели уже сейчас разительно хуже — 3500 человек на киоск. В российских регионах ситуация еще хуже: по информации АРПП, в Саратове из 450 газетных киосков решено закрыть 300.

По мнению московских распространителей печати, остановить дальнейшее уничтожение газетных киосков можно двумя мерами, желательно одновременными. Первое: предоставить субсидии и льготы, как, скажем, в Париже, где прямые субсидии на каждый киоск печати составляет 4 тысячи евро в год. Московские власти тоже могли бы это сделать и предоставить целевые кредиты плюс льготные ставки по длительной аренде земли и снижение тарифов на электроэнергию. Ведь договор аренды на землю под киоском сейчас во многих регионах составляется всего на 11 месяцев, по истечении этого срока чиновники могут отказаться от его продления. Чтобы заново открыть киоск в другом месте, требуется минимум год на оформление новых разрешительных документов. На круглом столе было предложено увеличить срок аренды земли до 10 лет и включить предприятия отрасли в список льготников по аренде нежилых помещений.

Вторая мера — разрешить киоскам "подработку" на дополнительном ассортименте и рекламе на своих площадях. Например, добавив к печатной продукции какие-то продукты питания и галантерею. Сторонники расширения ассортимента подчеркивают, что пресса является товаром "импульсного спроса", то есть покупатель хорошо приобретает печатные издания вкупе с чем-то повседневным.

Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников в целом одобрительно отнесся к таким подходам, но выразил опасение, что под вывеской журнальных киосков могут появиться "дельцы, которые будут официально торговать выпивкой и закуской". Он предложил детально проработать ассортимент, прежде чем рассматривать это предложение.

Что же касается снижения арендной ставки, то глава департамента заявил, что вопрос компенсации затрат на аренду будет проработан до конца июня. Не исключено, что киоски вернутся к ставкам 2011 года или к минимальной ставке в 3,5 тыс. рублей. По словам Черникова, в условиях значительного сокращения объема рекламных площадей, при высоком спросе на них, реклама может обернуться для киосков хорошими доходами. "Но использовать это надо цивилизованно, согласно требованиям закона "О рекламе", — глубокомысленно заметил чиновник.

Еще до проведения круглого стола позицию распространителей и газетчиков сформулировал гендиректор ЗАО "АРИА-АиФ" Герман Баринов: "Мы просим четких правил работы на этом рынке и внимания к социально значимой функции распространения прессы". Обстановка вокруг этой темы настолько накалилась, что АРПП предложила редакторам и издателям в знак протеста против нынешней практики уничтожения точек распространения печати, проводимой государственными органами и ведомствами, выйти в свет с белыми первыми полосами.

Развал системы газетной розницы бьет не только по редакциям, издательствам и распространителям, но и по самому печатному слову — главному атрибуту демократии. Некоторые эксперты полагают, что суть сегодняшней коллизии на рынке прессы состоит в следующем: подчинив себе все центральные телеканалы, власть теперь хочет "укоротить" газеты и журналы. Уничтожается независимая журналистика как бизнес и, соответственно, как рынок труда. По данным журнала "Эксперт", за последние три года из 42 тысяч киосков в стране снесли почти четверть — 11 тысяч. И, соответственно, на ту же четверть упали продажи совокупных тиражей газет и журналов.

Ерлан Журабаев

 

Источник: Новая политика