Председательствующий — заместитель главы Минкомсвязи России Михаил Евраев — и высшее руководство самой почты выслушали все пожелания и предложения членов экспертного совета. А они во многом касались развития почтовой подписки на газеты и журналы.
Несмотря на то, что в экспертный совет, по словам Михаила Евраева, вошли представители практически всех заинтересованных в развитии рынка почтовых услуг отраслей, а их, как известного, огромное количество, большая часть заседания, так или иначе, касалась работы «Почты России» с прессой.
После вступительного слова председателя совета, который призвал к открытому обмену мнениями, которые учтутся при подготовке нового закона о почтовой связи (документ будет рассматриваться Госдумой в первом чтении уже октябре с.г.), трибуна для выступления была представлена Елене Заевой, заместителю начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС.
Заева подчеркнула необходимость развития конкуренции в отрасли почтовой связи, которая, по ее словам, является действенным инструментом удовлетворения нужд потребителей. «В настоящее же время состояние рынка услуг почтовой связи в стране крайне неудовлетворительное», — указала докладчица, подчеркнув, что одним из важных аспектов развития конкуренции в почтовой сфере является стимулирование улучшения работы основного почтового оператора.
О существующих проблемах почтовой отрасли и необходимости развития конкуренции в этом сегменте докладывал и Александр Иванов, президент Ассоциации дистанционной торговли.
По его словам, доля «Почты России» в почтовом обороте в стране в последние годы неуклонно снижается и сегодня составляет менее 50% в посылочной корреспонденции и около 70% в письменной, тогда как еще в 2009 году эти показатели составляли 90% и 95% соответственно. Причины падения, по словам Иванова, в низком качестве оказываемых услуг и высоких, причем постоянно растущих, тарифах. По словам докладчика, ближайшими задачами в части развития почтовой отрасли в стране должны стать создание условий для развития конкуренции и реанимация работы «Почты России».
Выступление Александра Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции, ожидаемо, было посвящено проблемам почтовой подписки. Доклад Оськина не отличался сакральностью, однако у нового руководства «Почты России» и Минсвязи, несомненно, вызвал живой интерес. Ничем иным объяснить тот факт, что большая часть заседания экспертного совета была посвящена вопросам развития подписного рынка, наверное, нельзя.
Среди представленных в докладе Оськина цифр следующие:
- Объем рынка подписки (по итогам 2012 г.) — 22,1 млрд. руб.
- Подписные тиражи (по итогам 2012 г.) — 1,5 млрд. экз.
- Количество печатных СМИ в подписных каталогах — более 6 000.
- Через «Почту Россию» проходит 55% всех объемов тиражей, через альтернативные подписные агентства — 38%; через издательства посредством редакционной подписки — 8%.
- В стране действуют 9 федеральных подписных агентств. Количество альтернативных подписных агентств в регионах — около 80.
«Подписка имеет для России стратегическое значение, так как обеспечивает информационную безопасность страны. Но все последние годы этому институту уделялось у нас недостаточное внимание», — укоризненно доложил с трибуны Александр Оськин, добавив, что, не смотря на все провокационные заявления о скорой смерти печатных СМИ, газеты и журналы по-прежнему пользуются устойчивым спросом со стороны населения. А обеспечить повсеместный доступ к печатному слову, с учетом огромных территорий Российской Федерации, в настоящее время может только такой оператор как «Почта России».
По словам председателя правления АРПП, именно печать в современном мире обеспечивает плюрализм мнений, а потому государства всех развитых стран активно поддерживают подписной рынок.
На сегодняшний день в России через подписку реализуется 35% всех тиражей, что, по словам Оськина, является довольно скромным показателем на общемировом фоне. Так, например, в Канаде и США эта цифра достигает 88%. Столь завидные показатели стали возможны здесь благодаря всесторонней поддержке рынка подписки. В целом ряде западных стран правительства компенсируют почтовые тарифы на доставку тиражей: помимо США такая форма субсидирования оказывается рынку подписки в Германии, Великобритании, Франции, Италии и Швейцарии. Кроме того, во Франции реализуется практика компенсации железнодорожных тарифов и затрат на курьерскую доставку изданий подписчикам.
«Дотации, оказываемые почтовым операторам в разных странах мира, впечатляют. И на этом фоне Россия выглядит весьма скромно», — вновь сокрушился Александр Оськин, и привел следующие данные. Объемы дотаций на поддержку почтовых тарифов в США составляет $300 млн., во Франции — $261 млн., в Великобритании — $247 млн., в Италии — $200 млн. В России же, с ее огромными территориями и, соответственно, немалыми затратами на доставку и логистику, «это — скромные $102 в год». Как подчеркнул председатель правления АРПП, «если сравнить территории Америки и России, то понятно, что с учетом наших расстояний и затрат на транспортировку, деньги, выделяемые почте на покрытие затрат по доставке, крайней незначительны. Сегодня выделяемые на эти цели три с небольшим миллиарда в год покрывают только 53% убытков почты по доставке подписных изданий. Поэтому понятно, что подпиской ведомству заниматься невыгодно. Что не правильно. Хотя бы потому, что в других странах к этому вопросу отношение принципиально другое», — подчеркнул Оськин.
Для решения назревших проблем почтового оператора в части оказания услуг по подписке на периодику, по словам докладчика, необходимо решить ряд ключевых задач. К ним в АРПП относят: высокие затраты на доставку; низкий уровень качества этой доставки, включая проблему сломанных почтовых ящиков; длительные сроки поступления подписной корреспонденции; НДС в размере 18% (для сравнения — НДС в розничном сегменте продаж прессы в России составляет 10%).
Во многом из-за последнего фактора в России повсеместно цена подписного издания выше, чем в розницу. Что с учетом крайне долгих сроков доставки и низкого качества услуги делает оформление подписки на печать для граждан бессмысленным и малоинтересным. «Это нонсенс!», — эмоционально добавил Александр Оськин, подчеркнув, что в передовых европейских странах НДС на подписные услуги в среднем составляет 5%, а то и вообще приравнен к нулю.
В АРПП предлагают свои механизмы решения назревших проблем почтовой подписки в России, которые включают:
- Обеспечение конкуренции на рынке подписки, что должно быть закреплено в соответствующем положении в законопроекте «О почтовой связи».
- Увеличение субсидирования услуг по доставке подписных тиражей до полного покрытия убытков «Почты России».
- Субсидирование доставки подписных изданий на региональном уровне из местного бюджета.
- Введение 5% НДС на услуги по распространению подписных тиражей.
- Консолидацию усилий всех игроков рынка подписки по поддержке и развитию этого института в стране.
Кстати, именно для консолидации усилий игроков рынка, весной этого года, по инициативе АРПП, был создан Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы, в который на сегодняшний день входит уже около 50 ведущих издателей страны.
В ходе заседания отдельно был поднят вопрос пролонгации субсидирования доставки подписных изданий. «Субсидии не просто нужны, они необходимы. И их нужно не только увеличить до покрытия полного объема убытков, но и индексировать в будущем», — указал Александр Оськин.
Активно обсуждался на заседании и вопрос закрытия убыточных отделений связи в регионах, о чем собравшимся рассказывали министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин и министр печати и массовых коммуникаций Рязанской области Ольга Чуляева. Как и следовало ожидать, закрытие каждого отделения в малонаселенных районах, селах и деревнях вызывает бурю протестов со стороны местного населения, ведь ОПС — «очаг жизни», в том числе и культурной.
Региональных коллег поддержал в своем выступлении Алексей Митрофанов, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, который подчеркнул важную социальную роль почты для россиян, проживающих в удаленных местностях.
Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК, со своей стороны попросил обратить особое внимание не только на сохранение подписки, как культурной составляющей работы почты, но и на поддержание розничных продаж периодики в отделениях почтовой связи.
В заключении встречи Михаил Евраев объявил, что заседания экспертного совета отныне будут проходить регулярно — примерно раз в квартал.
Однако следующая дата собрания совета осталась не озвученной. Ведь если законопроект будет выноситься уже осенью, не говоря уже о том, что в октябре должна быть представлена концепция развития ФГУП «Почта России», а заседание в третьем квартале уже состоялось, то подготовленные к следующей встрече более предметные предложения рискуют быть не учтенными, так как поступят после назначенного «Часа Х».
Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU