«Почта России» нуждается в реанимации. Итоги первого заседания Экспертного совета по развитию почтовой отрасли

8 августа в Минсвязи состоялось первое заседание экспертного совета по развитию почтовой отрасли, созданного при министерстве в рамках разработки концепции развития «Почты России» на ближайшие годы.

Председательствующий — заместитель главы Минкомсвязи России Михаил Евраев — и высшее руководство самой почты выслушали все пожелания и предложения членов экспертного совета. А они во многом касались развития почтовой подписки на газеты и журналы. 

Несмотря на то, что в экспертный совет, по словам Михаила Евраева, вошли представители практически всех заинтересованных в развитии рынка почтовых услуг отраслей, а их, как известного, огромное количество, большая часть заседания, так или иначе, касалась работы «Почты России» с прессой.

После вступительного слова председателя совета, который призвал к открытому обмену мнениями, которые учтутся при подготовке нового закона о почтовой связи (документ будет рассматриваться Госдумой в первом чтении уже октябре с.г.), трибуна для выступления была представлена Елене Заевой, заместителю начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС.

Заева подчеркнула необходимость развития конкуренции в отрасли почтовой связи, которая, по ее словам, является действенным инструментом удовлетворения нужд потребителей. «В настоящее же время состояние рынка услуг почтовой связи в стране крайне неудовлетворительное», — указала докладчица, подчеркнув, что одним из важных аспектов развития конкуренции в почтовой сфере является стимулирование улучшения работы основного почтового оператора.

О существующих проблемах почтовой отрасли и необходимости развития конкуренции в этом сегменте докладывал и Александр Иванов, президент Ассоциации дистанционной торговли.

По его словам, доля «Почты России» в почтовом обороте в стране в последние годы неуклонно снижается и сегодня составляет менее 50% в посылочной корреспонденции и около 70% в письменной, тогда как еще в 2009 году эти показатели составляли 90% и 95% соответственно. Причины падения, по словам Иванова, в низком качестве оказываемых услуг и высоких, причем постоянно растущих, тарифах. По словам докладчика, ближайшими задачами в части развития почтовой отрасли в стране должны стать создание условий для развития конкуренции и реанимация работы «Почты России».

Выступление Александра Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции, ожидаемо, было посвящено проблемам почтовой подписки. Доклад Оськина не отличался сакральностью, однако у нового руководства «Почты России» и Минсвязи, несомненно, вызвал живой интерес. Ничем иным объяснить тот факт, что большая часть заседания экспертного совета была посвящена вопросам развития подписного рынка, наверное, нельзя.

Среди представленных в докладе Оськина цифр следующие:

  • Объем рынка подписки (по итогам 2012 г.) — 22,1 млрд. руб.
  • Подписные тиражи (по итогам 2012 г.) — 1,5 млрд. экз.
  • Количество печатных СМИ в подписных каталогах — более 6 000.
  • Через «Почту Россию» проходит 55% всех объемов тиражей, через альтернативные подписные агентства — 38%; через издательства посредством редакционной подписки — 8%.
  • В стране действуют 9 федеральных подписных агентств. Количество альтернативных подписных агентств в регионах — около 80.

«Подписка имеет для России стратегическое значение, так как обеспечивает информационную безопасность страны. Но все последние годы этому институту уделялось у нас недостаточное внимание», — укоризненно доложил с трибуны Александр Оськин, добавив, что, не смотря на все провокационные заявления о скорой смерти печатных СМИ, газеты и журналы по-прежнему пользуются устойчивым спросом со стороны населения. А обеспечить повсеместный доступ к печатному слову, с учетом огромных территорий Российской Федерации, в настоящее время может только такой оператор как «Почта России».

По словам председателя правления АРПП, именно печать в современном мире обеспечивает плюрализм мнений, а потому государства всех развитых стран активно поддерживают подписной рынок.

На сегодняшний день в России через подписку реализуется 35% всех тиражей, что, по словам Оськина, является довольно скромным показателем на общемировом фоне. Так, например, в Канаде и США эта цифра достигает 88%. Столь завидные показатели стали возможны здесь благодаря всесторонней поддержке рынка подписки. В целом ряде западных стран правительства компенсируют почтовые тарифы на доставку тиражей: помимо США такая форма субсидирования оказывается рынку подписки в Германии, Великобритании, Франции, Италии и Швейцарии. Кроме того, во Франции реализуется практика компенсации железнодорожных тарифов и затрат на курьерскую доставку изданий подписчикам.

«Дотации, оказываемые почтовым операторам в разных странах мира, впечатляют. И на этом фоне Россия выглядит весьма скромно», — вновь сокрушился Александр Оськин, и привел следующие данные. Объемы дотаций на поддержку почтовых тарифов в США составляет $300 млн., во Франции — $261 млн., в Великобритании — $247 млн., в Италии — $200 млн. В России же, с ее огромными территориями и, соответственно, немалыми затратами на доставку и логистику, «это — скромные $102 в год». Как подчеркнул председатель правления АРПП, «если сравнить территории Америки и России, то понятно, что с учетом наших расстояний и затрат на транспортировку, деньги, выделяемые почте на покрытие затрат по доставке, крайней незначительны. Сегодня выделяемые на эти цели три с небольшим миллиарда в год покрывают только 53% убытков почты по доставке подписных изданий. Поэтому понятно, что подпиской ведомству заниматься невыгодно. Что не правильно. Хотя бы потому, что в других странах к этому вопросу отношение принципиально другое», — подчеркнул Оськин.

Для решения назревших проблем почтового оператора в части оказания услуг по подписке на периодику, по словам докладчика, необходимо решить ряд ключевых задач. К ним в АРПП относят: высокие затраты на доставку; низкий уровень качества этой доставки, включая проблему сломанных почтовых ящиков; длительные сроки поступления подписной корреспонденции; НДС в размере 18% (для сравнения — НДС в розничном сегменте продаж прессы в России составляет 10%).

Во многом из-за последнего фактора в России повсеместно цена подписного издания выше, чем в розницу. Что с учетом крайне долгих сроков доставки и низкого качества услуги делает оформление подписки на печать для граждан бессмысленным и малоинтересным. «Это нонсенс!», — эмоционально добавил Александр Оськин, подчеркнув, что в передовых европейских странах НДС на подписные услуги в среднем составляет 5%, а то и вообще приравнен к нулю.

В АРПП предлагают свои механизмы решения назревших проблем почтовой подписки в России, которые включают:

  1. Обеспечение конкуренции на рынке подписки, что должно быть закреплено в соответствующем положении в законопроекте «О почтовой связи».
  2. Увеличение субсидирования услуг по доставке подписных тиражей до полного покрытия убытков «Почты России».
  3. Субсидирование доставки подписных изданий на региональном уровне из местного бюджета.
  4. Введение 5% НДС на услуги по распространению подписных тиражей.
  5. Консолидацию усилий всех игроков рынка подписки по поддержке и развитию этого института в стране.

Кстати, именно для консолидации усилий игроков рынка, весной этого года, по инициативе АРПП, был создан Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы, в который на сегодняшний день входит уже около 50 ведущих издателей страны.

В ходе заседания отдельно был поднят вопрос пролонгации субсидирования доставки подписных изданий. «Субсидии не просто нужны, они необходимы. И их нужно не только увеличить до покрытия полного объема убытков, но и индексировать в будущем», — указал Александр Оськин.

Активно обсуждался на заседании и вопрос закрытия убыточных отделений связи в регионах, о чем собравшимся рассказывали министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин и министр печати и массовых коммуникаций Рязанской области Ольга Чуляева. Как и следовало ожидать, закрытие каждого отделения в малонаселенных районах, селах и деревнях вызывает бурю протестов со стороны местного населения, ведь ОПС — «очаг жизни», в том числе и культурной.

Региональных коллег поддержал в своем выступлении Алексей Митрофанов, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, который подчеркнул важную социальную роль почты для россиян, проживающих в удаленных местностях.

Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК, со своей стороны попросил обратить особое внимание не только на сохранение подписки, как культурной составляющей работы почты, но и на поддержание розничных продаж периодики в отделениях почтовой связи.

В заключении встречи Михаил Евраев объявил, что заседания экспертного совета отныне будут проходить регулярно — примерно раз в квартал.

Однако следующая дата собрания совета осталась не озвученной. Ведь если законопроект будет выноситься уже осенью, не говоря уже о том, что в октябре должна быть представлена концепция развития ФГУП «Почта России», а заседание в третьем квартале уже состоялось, то подготовленные к следующей встрече более предметные предложения рискуют быть не учтенными, так как поступят после назначенного «Часа Х».

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU