В мероприятии приняли участие руководители двух столичных департаментов — Департамента торговли и Департамента СМИ и рекламы, которые заявили: новые киоски уже через год будут установлены по всей Москве на деньги участников рекламного рынка.
Представленный 22 августа новый торговый модуль объекта по продаже печати разительно отличается от привычного киоска-«будочки» с маленьким окошком и завешанными мелочевкой стеклами, за которыми не видно ни ассортимент, ни продавца. Главным и принципиально новым атрибутом разработанной «Кардосом» модели является совершенно открытая передняя часть киоска с вынесенным за его пределы нижним модулем. Таким образом, взору потенциального покупателя открываются не только довольно вместительные нижняя и боковые витрины, но и задняя внутренняя стенка павильона.
За основу модели был взят зарубежный образец — сегодня подобные киоски с успехом работают во французском городе Бордо. Разработанный «Кардосом» объект привлекает городской эстетичностью, которая достигается благодаря круговому круглосуточному освещению и новым рекламным решениям. Сам представленный товар — печатная продукция — стал более доступен для покупателей за счет открытого предпросмотра. Более того, благодаря продуманной внутреннее конструкции, решен вопрос с увеличением ассортимента за счет уменьшения глубины киоска, «приближения» к покупателю и вынесения оборудования наружу.
Первый из таких экспериментальных киосков был установлен летом этого года на Кутузовском проспекте. Результаты работы впечатлили создателей: благодаря открытым витринам и привлекательному внешнему виду выручка выросла в два раза, средний чек увеличился на 56%, а посещаемость киоска поднялась более чем на 100%.
Три новых киоска у метро Шаболовская стали логичным продолжением начатой работы, основа которой была заложена еще в начале лета этого года, когда московская власть предложила участникам столичного рынка распространения принять участие в эксперименте по разработке и размещению киосков «Печать» нового образца с расширенными возможностями — рекламными модулями и дополнительными сервисными функциями.
По словам присутствовавшего на презентации и.о. руководителя Департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова, после официального окончания эксперимента и утверждения нового образца газетного киоска, его департаментом и Департаментом торговли, с привлечением Ассоциации распространителей печатной продукции и бизнеса, начнется работа по уточнению существующей дислокации имеющихся на территории города торговых объектов печати. Которых, к слову сказать, на сегодняшний день в Москве по официальным данным около 2 600 штук. «Наша основная задача – определить жесткие сроки замены всех киосков печати в Москве на киоски нового образца», — указал руководитель Департамента СМИ и рекламы, добавив, что сами распространители не будут нести расходов на замену объектов. Так как стоимость нового образца в размере 700 тыс. руб. для многих распространителей может оказаться непосильной, было принято решение: к реализации проекта привлечь участников рынка рекламы.
«Основные затраты на себя возьмут те инвесторы, которые в дальнейшем будут владельцами рекламных поверхностей. Наша идея — провести инвестиционный конкурс, тендер или аукцион для привлечения рекламных компаний, для того, чтобы они эти киоски (нового образца — прим. PlanetaSMI.RU) устанавливали и размещали на них рекламные конструкции. Если мы этот вопрос решим в ближайшее время, доработаем схему размещения, правильно составим аукционную документацию, определим места размещения киосков и заинтересуем рекламщиков, то город, не заплатив ни одной копейки, получит установленные 2 600 киосков с возможностью размещения рекламны на них на десять лет», — рассказал о планах Владимир Черников, неожиданно сообщив долгожданную для рынка новость: в настоящее время также прорабатывается вопрос о выдаче разрешительной документации на установку киосков прессы на 10 лет вместо нынешних трех.
«Это революционное решение для рынка», — заявил Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). По его словам, Москва всегда была примером для остальных регионов страны: «Сегодня мы присутствуем при уникальном событии — в столице решается принципиально важная задача для всей России. Ведь не секрет, что положение отрасли печати у нас безобразное. И вот сейчас два столичных департамента перелагают уникальное решение, которое в дальнейшем можно будет рекомендовать для реализации всем субъектам Российской Федерации, и которое, без сомнения, сможет спасти отрасль издания и распространения печатной продукции».
По планам, все имеющиеся в Москве киоски прессы будут заменены уже к лету 2014 года. Однако для того, чтобы заинтересовать инвесторов от рекламы, необходимо пересмотреть имеющуюся дислокацию. Не секрет, что за последние годы в столичном регионе была проведена большая работа по перемещению объектов торговли, в том числе и газетных киосков, на новые места. Которые далеко не всегда устраивали самих продавцов из-за низкой проходимости и удаленности от основных пешеходных потоков. Ведь пресса — товар импульсного спроса, и в киоск, расположенный вдали от остановок и тротуаров, за газетой никто не пойдет. А такие, мало интересные покупателю киоски, не заинтересую и рекламодателей.
Более того, даже если сегодня газетный киоск расположен на проходном месте, но рядом с уже существующими рекламными конструкциями, место его дислокации также может быть пересмотрено.
Именно для устранения подобных проблем, по словам присутствовавшего на мероприятии и.о. руководителя Департамента торговли и услуг г.Москвы Александра Немерюка, в ближайшие месяцы и будет пересматриваться схема дислокации торговых объектов прессы на территории Москвы. Причем, не исключено, что киоски, ранее переставленные в малопроходимые дворы, будут возвращены в более доступные для покупателей зоны.
«Главное: киоск не должен мешать проходу и проезду. Он должен быть установлен комфортно для всех, а не только для тех, кто будет размещать на нем рекламу. Уверяю, что на 90% дислокация распространителей печати останется той же. Дело тут не в отдельно взятом киоске. Важно сделать общую схему размещения и правильно подготовить лоты. Интерес (инвестора — PlanetaSMI.RU) должен быть не к одному киоску, а к некоторому их количеству: как к выгодно размещенным, так и к не очень», — указал Немерюк.
«Сейчас нет борьбы за отдельно взятого распространителя или киоск. Или даже борьбы за отрасль. У нас одна большая общая задача — улучшение жизни в городе», — поддержал коллегу Владимир Черников.
Не исключено, что для этой же цели в будущем количество киосков прессы на территории «старой» Москвы может быть увеличено. Согласно озвученным Владимиром Черниковым цифрам, исходя из мировых стандартов, сегодня в российской столице, с учетом количества жителей, должно работать не менее 10 000 киосков прессы. Однако, исходя из здравого смысла и потребностей читателей, реальная их нехватка составляет от 1 500 до 2 000 киосков, которые, как указал руководитель Департамента СМИ и рекламы, «мы должны со временем иметь возможность установить».
«Город ожидает от системы распространения печати новаций», — прокомментировал PlanetaSMI.RU открытие газетных киосков нового образца Сергей Лобанов, заместитель начальника управления развития мелкорозничной торговли Департамента торговли и услуг г. Москвы. — «Точкам продаж прессы пора подтягиваться до уровня остальной московской розницы, которая уже обновилась, модернизировалась, стала более опрятной. Я ожидаю от новых киосков прессы вдохновения новой жизни в организацию продаж печати. Традиционный киоск примелькался; новый же, напротив, привлекает к себе огромное внимание. Пройти мимом него ничего не купив практически невозможно».
Александр Оськин (АРПП) смотрит на будущее представленных киосков со сдержанным оптимизмом: «Киоски, открытые около метро Шаболовская, впечатляют своей необычностью и наличием новых возможностей по расширению ассортимента, доступности прессы и новых рекламных возможностей». Однако, добавляет он, открытая витрина торгового модуля может стать камнем преткновения в их работе в осенне-зимний период. «Поэтому очень важно оценить функциональность новых киосков при плохих погодных условиях. Дождь, снег и низкие температуры станут испытанием для новой модели. Разработанный киоск достоин всяческой похвалы, но — как одно из возможных решений. На взгляд АРПП, отрасли, на основании передового зарубежного опыта, необходимо разработать несколько моделей киосков, эксплуатация которых возможна в сложных климатических условиях нашей страны».
Некоторые опасения в отношении программы модернизации киосковой розницы по продажам печати высказал и Александр Костюченко, президент некоммерческого партнерства в поддержку предпринимателей малого и среднего бизнеса в сфере распространения прессы «Дистриклуб». По его словам, очень важно, чтобы при разработке и утверждении программы по модернизации были учтены интересы малых предпринимателей, крайне ограниченных в своих финансовых возможностях. Инвестирование в проект со стороны заинтересованного рекламного бизнеса — прекрасный выход из сложной ситуации, т.к. если крупные распространители, хоть и с огромным трудом, но все же смогли бы заменить киоски, то индивидуальные предприниматели, на долю которых сегодня приходится порядка 25-30% киосковой газетной розницы, нет.
«У сетей есть некоторые, хотя и очень ограниченные, возможности, а у малого бизнеса их вообще нет. Малый бизнес выражает большую надежду, что ему будет оказана помощь в установке новых киосков — это его единственная надежда», — поделился с PlanetaSMI.RU Александр Костюченко. — «К сожалению, число индивидуальных предпринимателей в сфере розничных продаж прессы, в силу разных причин, постоянно сокращается… Поэтому новая программа властей, позволяющая устанавливать киоск сроком на десять лет, станет реальной существенной поддержкой малому бизнесу со стороны города».
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU