Сколько бы не спорили о месте и значении в современном мире печатной продукции: газет, журналов, книг - они были и остаются и высоковостребованными и высокодоступными. Не секрет, что печатная пресса намного понятнее, доступнее, а порой и профессиональнее, чем многие самые навороченные современные аналоги. И что мы видим? В Казани в этом вопросе печать ставить негде. Да и не на что. То есть киосков и мало, и зачастую в шаговой доступности к читателю их просто нет. Вот смотрите, по общепризнанным нормативам в таком городе, как Казань должно быть не менее 800 киосков печати. У нас же их количество колеблется в районе двухсот. А ведь это приводит и к ограничению в доступности информации, потому что не имея возможности продавать в достаточном количестве периодику в розницу, редакции просто-напросто сдерживают собственные тиражи.
К слову, вот вам и бизнес. Что значит дополнительно еще 600 киосков? Это минимум 1200 рабочих мест киоскеров, плюс те, кто обеспечивает логистику, плюс доходы редакций и типографий. Да, можно поступиться доходами от аренды, но, сколько придет в виде налогов от рентабельного бизнеса. Я уже не говорю о том, во что превратились уцелевшие наши киоски. Здесь на первом плане чипсы, заколки, сигареты и даже пиво. В довесок к этому в небольшом количестве можно найти местные газеты и журналы и в чуть большем количестве гламурные федеральные и транснациональные издания и кроссворды всех мастей. Говорят, что по-иному киоски просто не выживут. Слишком дорога аренда клочка земли под газетный киоск, слишком дорого а иной раз недоступно подключение его к коммуникациям. И вот что удивительно, не только Европа, но и целый ряд российских городов демонстрируют нам великолепные примеры, когда бизнес распространения печатной периодики без всяких довесков является высокорентабельным и доходным. Екатерина Анцыпирович подробнее на эту важнейшую, я бы даже назвал важнейшую государственную проблему.
Пересмотреть бытие и задуматься о жизни татарстанских киоскеров толкнули отчасти и эти статьи. Им бы заголовки дать - Липецк: Казань. Счет 5:0. Бой за интеллект, за газетный киоск. Все же не без высоких технологий, о вечном для человека интеллектуального. Газетах. На страницах казанских ведомостей вышла статья вот с такой карикатурой. Истинная гиперболизированная лишь отчасти действительность.
Но как то не до смеха и главному редактору Казанских ведомостей при взгляде на эту избушку, со старушкой, да на ножках.
Только с микрофоном ее и услышать, а прямо стоя, за прилавком и не разглядеть. Эта избушка на ножках бетонных. Только на газоне рабочему месту Лидии Трофимовой, киоскеру с многолетним стажем, и нашлось место на казанской улице. Подходят сюда человек 40 в лучший из дней. Выручка - да помоги печатный бог, три тысячи в месяц.
Лидия Михайлова помнит времена много - тысячных, а не несколько, дневных выручек. Тогда этот прилавок закрывали не барби, а сигареты. Закон, запретив торговлю никотином у школ, лишил киоск дохода. Читающих мало. Претензий у тех, что остались - в достатке.
Вот они, в принципе минимальные и основные правила успеха. Осталась еще парочка. Но пока об этой троице.
В Липецких газетных киосках очередь за сигаретами и газировкой не выстраиваются. Здесь, представьте, не купить туалетной бумаги. По десять человек ждут свежую газету. Ничем другим здесь не торгуют. А проходимость - завидует Гор, Экспресс, Союз печать. Там две с половиной тысячи человек. В Столице республики - в среднем 130. В городах татарстанских, понятно, и того меньше.
Растет число потребителей, бездумных покупателей. Не читающих бумаги, гордящихся фактом, что не прочли за месяц и книги. Очагом культуры, а торговой точкой должен стать газетный киоск. И может таким быть. В Липецке стал.
Венера Якупова - главный редактор газеты «Казанские ведомости»: «В Липецке власть поняла - читают ли наши чиновники»
Не читающий - не думающий. Не пустые слова. Да хороший и сытый работник, но человек, не способный на глубокую мысль. Нужны ли такие государству.
Венера Якупова - главный редактор газеты «Казанские ведомости»: «У нас не созданы условия. На автомате же это не произойдет. Любим читать»
«Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение».
Пустыми слухами, хоть и классика телевидения, оказались эти прогнозы.
За прошедшие с 2010-го три года. Газеты мало уступили интернету. Да, большинство в планшетнике, но пресса как и прежде популярна. Удел избранных, говорят о спокойном чтении утренней газеты зарубежом. Это шик: чашка кофе, круассан и свежая печатная.
Правило второе. Ему и заграницей следуют. Это пропаганда в фильмах, финские школьники по газетам пишут рефераты и сочинения. И в России, оказывается тоже пишут. В Барнауле учат читать не одни лишь соцсети, со школьной скамьи. Липецк теперь пропагандирует себя самым читающим городом страны. Нет, там вовсе не читают больше казанского. Но увидев такую надпись на городских плакатах - люди потянулись за прессой, за книгами, журналами.
Артём Тюрин директор, главный редактор журнала «Татарстан»: «Никакой рекламы не делаем в розничных сетях. Мало того, что она не развита у нас. Их 1 киоск на пять тысяч горожан. Это вообще не отвечает никаким нормам»
Артём Тюрин знает, на себе и редакции издания проверено - только переменами и можно добиться успеха. Перемены на родине электронного правительства видит вполне реальные. И в духе времени.
Артём Тюрин директор, главный редактор журнала «Татарстан»: «Электронные терминалы, больше экономия, той же площади городской»
Городская площадь - еще одна головная боль владельцев киосков печати. И вообще цены - цены на все.
Стоимость республиканского киоска, не беря в учет товар на прилавке, на аукционах лишь начинается с 70 тысяч рублей. Платить владельцу приходится в итоге до двух миллионов. Так, говорят, и появляются на каждом свободном уголке столицы шаурма да цветы.
Что стоимость аренды - первая в списке преференций киосковой сети - поняли и на федеральном уровне. Обсудить приказ министерства связи и информатизации владельцы сетей, что торгуют прессой в республике собрались вместе.
Стоя проводили ушедшего из жизни руководителями Горпечати Ильдара Юнусова. Сидя продолжили искать путь спасения, чтобы не похоронить еще и Горпечать. С ней же Союз и Экспресс. Накопилось за последние семь лет, что ищут спасения и помощи бизнесмены, на часы беседы. Вспмоили и немало опыта европейского.
Зуфар ХАКИМЗЯНОВ - генеральный директор ЗАО "Горпечать": «Во Франции доплачивают киоскам»
Знают предприниматели и что бизнес, будь преференции и в Татарстане, пошел бы в гору. И народ начал бы читать. Ниже траты на земли, на подключения - ниже и цена на газету. Та, что в Липецке стоит пять - в Казани 15. Разница накруток - тройная.
И казалось бы, есть документ. В приказе министерства связи прописаны сразу несколько мер поддержки. Цена аренды, скорость подключения, нормативы по количеству. Но сомневаются бизнесмены. Вряд ли, говорят, последует приказу Казанский исполком. НЕ обязан.
Согласно нормативам, что записаны в приказе минсвязи России, на каждые полторы тысячи человек - киоск. Чтобы ему следовать кисоков печати в Казани должно стать - аккурат в четыре раза больше. Сейчас 200.
Достойны, торгующие интеллектом, и достойных зарплат. Тогда не окажется в среде газетеров, тех, кто Сноб от Есквайра, а российскую от ведомостей может отличить.
Да он может стать таким, газетный киоск. А в парках могут появиться не пиво пьющие, а кофе с газетой. За мир образованнее, те, кто к печати причастны, продолжат бороться. Готово и предложение президенту республики - руку помощи протянуть.
Екатерина Анцыпирович, Андрей Ключников, Марат Саетгараев
Источник: kzn.tv