Мы являемся свидетелями быстрого роста видов и количества источников информации. Скоростное развитие информационных технологий позволяет как увеличить скорость информации, а также облегчает и делает безграничным способы его распространения. Как бы странно это не звучало, переизбыток информации создает определенную путаницу. Информации оказывается так много, что становится трудно ее получать и сортировать.
Именно по этой причине, создавшаяся ситуация ставит новые задачи перед компаниями, осуществляющими мониторинг СМИ. Отметим, что в развитых странах, каждая коммерческая, правительственная и неправительственная организации, которая заботится о своем имидже, пользуется услугами медиа мониторинга. Если ссылаться на глобальный информационный ресурс Википедиа, медиа мониторинг это отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике. Согласно тому же источнику, мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов.
Несмотря на растущую актуальность медиа мониторинга в последнее время, в России он появился с середины 17-го века, во Франции с 1852-го года, а в Великобритании с 1879-го года. Ленин распорядился учредить мониторинг СМИ еще 28 апреля 1921 года. Отсутствует точная информации по истории возникновения мониторинга СМИ в Азербайджане. Что касается независимого Азербайджана, то данная услуга уже существует на протяжении последних 15 лет. Наша группа занимается мониторингом СМИ на протяжении уже 9 лет. На данный момент мы являемся одними из немногих агентств, которые проводят мониторинг всех видов СМИ.
Целью представления подробной информации об этой услуге в начале нашей статьи является попытка внести ясность в распространяющуюся в прессе информацию, искажающую содержание мониторинга СМИ и представляющую неточные положения о его целях и задачах, что в свою очередь, сеет путаницу среди клиентов.
Как уже упоминалось, быстрое развитие ИКТ приводит к безграничному обилию информации. Тем не менее, обилие не только не удовлетворяет потребности общества и его членов, а во многих случаях сильно раздражает. Человек не в состоянии поглотить и переварить такую большую лавину информации. Большая часть информации повторяется, во многих случаях, переходит из рук в руки и обрабатывается согласно чьим-то интересам, а потом снова распространяется в искаженном виде. С помощью новейших технологий возможно сфальсифицировать даже аудио и видео информацию, в подлинности которой потом сложно усомниться. Поэтому, качество данных, их источников и надлежащей сортировки является существенной задачей, стоящей перед компаниями по мониторингу СМИ. Помимо этого, наряду с обеспечением клиента информацией, также возникла острая необходимость в его защите от ненужной (некачественной) информации.
Также, не следует забывать, что мониторинг только одного вида СМИ не может считаться новинкой или преимуществом (мы еще не говорим об юридической стороне, так как 80 процентов веб-сайтов являются владельцами доменов, а не юридическими или физическими лицами. Большинство их них состоит максимум из 3 человек, что само по себе, не позволяет нам воспринимать их однозначно как полноценные СМИ). Несмотря на скоростное развитие Интернет, социальных сетей и доступность иностранных СМИ в Азербайджане, местные телевизионные каналы все еще имеют самую большую аудиторию. Сегодня суммарный бюджет рекламы, который получают 8 телеканалов, вещающих из Баку, в семь раз превышают рекламный бюджет всех журналов, печатных и онлайн СМИ. Так, за 2012 год рекламный бюджет телеканалов составил около 50 млн манат, а печатных и онлайн СМИ вместе 6-8 млн манат. Данный факт вновь доказывает то, что данный вид СМИ, даже не устраивающий по своему содержанию и качеству руководство страны, все же имеет более обширную аудиторию чем все остальные. В противном случае, реклама не распределялась бы таким образом.
Наряду с этим, всем известно, что если информация была произведена, то ее владелец имеет определенный материальный и коммерческий интерес в данном процессе. Несмотря на обилие информации в Интернете, сегодня ведущие агентства страны, включая АПА, Тренд (30-35%), Туран (75-80%) и Интерфакс (15%) держат свою бизнес информацию закрытой (для ссылки можно обратиться к вышеупомянутым СМИ). Они продают эту информацию напрямую своим клиентам или же раскрывают их по мере потери актуальности или устаревания (в этом случае программа их не распознает). Именно поэтому, осуществление мониторинга только открытой информации на веб-сайтах не может являться объективным и полноценным мониторингом СМИ, так как почти 50 процентов информации, попадающей в обработку такого мониторинга, это дешевый или бесплатный набор новостей. Таким образом, при данных условиях невозможно говорить не только о качестве, но и о количестве исследуемой информации.
Помимо этого, владельцы данной идеи преподносят как преимущество мониторинг только вебсайтов и не использование человеческих ресурсов при применении этой методологии. На самом деле, причиной данного положения является попытка скрыть ограниченность свих ресурсов со стороны подобных организаций.
Только очень далекие от информационной работы люди могут воспринимать отслеживание интернет ресурсов в автоматизированном режиме и по ключевым словам как новизну. Лишь только одна Компания Google предоставляет широкий ряд поисковых и отчетных методологий в данном направлении. Наряду с этим, профессиональные программы для мониторинга вебсайтов стали обыденным явлением для стран Западной Европы, России, Украины, Казахстана и Турции только в последние два года (отметим, что данная методология все еще находится на стадии усовершенствования и доработки). Компании, применяющие в этих странах данное программное обеспечение для мониторинга, все еще используют людские ресурсы для проверки, обработки, сортировки и анализа полученной информации, и данное обстоятельство не является недостатком их работы. Как не существует программы (оборудования) для написания статьи или подготовки репортажа, так и не существует ПО для анализа информации по ее качеству, содержанию и прочим параметрам. Никакое ПО не способно провести оценку нейтральности или негативности какой-либо информации. На сегодняшний день компания BBC, а также офис ОБСЕ/БДИПЧ проводят мониторинг всего процесса, начиная от отслеживания и до анализа материалов, используя людские ресурсы. Этим организациям хорошо известно, что мониторинг это не автоматическая посылка неотсортированного контента на почту получателя. Это достаточно ответственная, трудо- и энергоемкая работа. В противном случае (даже любая средненькая местная компания или агентство) потратило бы максимум 10 тысяч манат, записало бы какую-нибудь программу на сервер и поручило все данному серверу, чтобы не платить зарплату, аренду офиса, и избежать прочих материальных расходов. Именно по этой причине, сегодня мы используем метод автоматизации для повышения качества, скорости и охвата наших услуг, и впредь собираемся поступать также.
Анализ материалов, опубликованных только в одном виде СМИ, не дает основания для оценки процессов в целом. Результаты наших исследований показывают, что несмотря не постоянный рост количества вебсайтов, традиционные СМИ все еще не потеряли свою актуальность. Так, только 55 процентов бизнес информации распространяется через веб ресурсы. На долю газет и журналов приходится 45 процентов. Помимо этого, наши подсчеты свидетельствуют о том, что совокупный рекламный бюджет в 6-8 млн манат за размещения в онлайн и печатных СМИ, был распределен между ними почти пополам.
Неужели каждой компании и ее отделу маркетинга или по связям с общественностью не интересно следить за телевизионными и радио передачами, спонсируемыми конкурентами, или же получать информацию об их расходах на рекламные размещения в газетных, журнальных и онлайн ресурсах? А как Вы считаете?
Также отметим, что специфика нашего родного языка, и среднее качество местных вебсайтов и их RSS не позволяют полностью доверять тем самым поисковым программам. Наряду с положительными сторонами, автоматизированный мониторинг имеет большие недостатки, основная часть которых представлена ниже:
1. Программа не распознает материалы по качеству и значимости. Данный недостаток очень утомляет клиента из-за повторяющихся материалов. Также это отвлекает клиента от информации, в которой он заинтересован. Поэтому, показателям уважения к клиенту является предварительная «сортировка» перед посылкой информации со стороны людей.
2. Материалы, не относящиеся к теме, также попадают под объектив мониторинга. Так, программа квалифицировала статью под названием «Автомобиль марки Х перевернулся после удара об бетонный столб» как к теме автомобилей, так и строительных материалов. Это происходит по причине того, что марка автомобиля «Х» (имя условное) и автомобиль являются ключевыми словами первой темы, а бетон второй. Хотя, данная информация не имеет никакого отношения не к марке автомобиля, не к автомобилю и не к строительству. Данный факт вновь подтверждает то, что материалы, представленные программой, должны быть проверены человеком.
3. Полностью автоматизированный метод не дает шанса относиться к каждому клиенту индивидуально.
Ниже приведены основные причины низкой популярности программного мониторинга вебсайтов на местном рынке:
1. Страна небольшая, и в отличии от России и Турции, виды и количество региональных медиа ресурсов в Азербайджане очень низкое. 95 процентов СМИ сконцентрированы в Баку.
2. Несмотря на объем и трудоемкость мониторинга всех СМИ, данная услуга считается низкорентабельной.
3. Рынок ограничен; из 43 банков как минимум 30, а из 29 страховых компаний как минимум 20 не пользуются данной услугой. Большинство их них не имеют никакого представления о данной услуге и о том, как ее можно использовать. Существуют такие банки или страховые компании, о которых в течении месяца не бывает вообще ни одной информации. Даже в некоторых солидных компаниях, функционирующих в Азербайджане, нет штатного сотрудника, ответственного за работу с прессой или связям с общественностью. Государственные учреждения, местные и международные неправительственные организации пока еще не спешат использовать службу по мониторингу СМИ.
4. Повторяемость информации, распространённой в СМИ и то, что в большинстве случаев информация, опубликованная о компаниях является официальной информацией самих компаний, еще более снижает потребность в данной услуге. Отсутствие разнообразия в СМИ также оказывает отрицательное влияние на данную услугу. Сегодня, кроме 3-4 компаний, остальные СМИ являются не производителями информации, а ее распространителями.
C учетом вышесказанного, хотим отметить, что без профессионального мониторинга всех СМИ, сортировки информации по качеству и содержанию, и их надлежащего анализа невозможно создать СМИ портрет клиента. Без этих составляющих портрет будет половинчатым. Новые технологии и программы в ближайшее время не смогут стать субъектом мониторинга СМИ. Они являются хорошим средством по повышению качества и охвата мониторинга для людей, профессионально занимающихся мониторингом и анализом. Что касается мониторинга социальных сетей, то здесь нет необходимости изобретать велосипед: существуют такие инструменты как twitter, socialbaker и прочие.
К слову, президент США А. Линкольн говорил: «Вы можете в течение какого-то времени обманывать всех людей, или в течение долгого времени обманывать каких-то людей, но вы не сможете всегда обманывать всех».
Media Consulting and Services,
Аналитическая группа
Источник: Vesti.az