Медиаобзор: параллельные прямые не пересекаются

В чем явный минус рынка псковской прессы? На мой взгляд, в том, что жанровой конкуренции среди газет нет: каждый пишет о своем и в заочное соперничество почти не вступает. «Псковская правда», официальный рупор властей, кажется, полностью отдала политику на откуп «Псковской губернии», сосредоточившись на культуре и битве за городское пространство. На колумнистику, которую хотелось бы видеть в газетах в большем количестве, «ПП» бросила Дениса Кугая. Тот, кстати, со своей задачей отлично справляется. Но ресурс «главной газеты области», пожалуй, мог подарить читателю больше, чем одного-единственного колумниста.

Стать вторым «Курьером» так толком никто и не смог (и, на мой взгляд, это к лучшему): «КП-Псков» если и пыталась идти по стопам, сделать это не смогла, продолжая искать свое лицо и чередуя пустые номера с действительно сенсационными. Прозвучит это банально, но сейчас по жанру «КП-Псков» максимально приблизилась к своему федеральному варианту. Просто раньше это было небо и земля. Сегодня «Комсомолка» - один из лидеров, если не фаворит, по обнаружению эксклюзивных тем и репортажей с места событий. Новый скандал, который обнаружили журналисты, связан со школьной формой в Псковской области: ателье «Зигзаг» то ли обмануло, то ли не обмануло три школы, оставив детей без «спецодежды».

И все же «КП» в хорошем смысле этого слова - таблоид, а «Курьеръ» - сборник житейских историй и увлекательных убийств. Вот и в этом номере газета дарит читателю потрясающий по своей уже обыденности материал «Алеша – бешеный». Стандартная ситуация: 24-летний житель Псковской области убивает двух своих знакомых за то, что плохо себя вели и не слушались. Потом он, конечно же, раскаивается и идет на сделку со следствием. «Что поделаешь, кто из нас не без греха, все могут ошибиться», - цитирует Дмитрий Фомин бывшую жену «Алеши бешеного». Что значит, кто из нас не без греха?! Смею предположить, 99% населения без такого греха. Слава богу, что за «грех» товарищ получил 12 лет лишения свободы. Но, что показательно, наказан он был только после второго убийства: у первого был только один свидетель, некая Раиса. Из-за нее «Леша» убил и второй раз. Кстати, о судьбе Раисы, которая должна была тоже сесть за сокрытие убийства, всезнающий «Курьеръ» не написал.

Но за что можно ценить «Курьеръ» всегда - так это за мелкие информации с улиц: в этот раз газета выдала просто материал недели, запечатлев, как строители занимаются реконструкцией набережной. А именно - красят асфальт, который должен быть разноцветным. Кстати, на цветной асфальт были заложены сумасшедшие деньги. И вот он - подарок. Может я крайне невнимателен, но никаких официальных комментариев по поводу этого позора пока не было.

Смена главного редактора в «АиФ-Псков», похоже, изменила издание. В нем не было ни скандалов, ни интриг, ни расследований, но была мысль. Что будет дальше – непонятно. Но «концепция третьей полосы» уже претерпела изменения: в этот раз вместо философского интервью с известным деятелем читатель может почитать интервью с пенсионером, который объявил войну системе ЖКХ (В бой идут старики»). Как говорится, похоже, да не то же.

Зато «АиФ», являющийся частью государственного медиахолдинга, продолжает отпускать странные и необъяснимые «шпильки» в адрес местной власти: в этот раз Константин Томилин в материале «Болеть по прописке» рассказывает о трудностях псковского микрорайона Борисовичи в вопросе здравоохранения. Напомню, давеча региональные власти всеми силами продвигали главврача районной больницы в главы Псковского района – и ведь таки продвинули. Конечно, Андрей Неофитов (его журналисты назвали председателем Собрания Завеличенской волости, а не районного Собрания Псковского района) пообещал, что вопрос будет решен в 2014 году, но как уже надоело это будущее продолженное время. Всегда не хватает в таких объяснениях одной фразы: «Мы лопухнулись, виновный оштрафован/уволен/будет выдан толпе».

Перед тем, как перейти к двум главным жанровым тяжеловесам, не могу не остановиться на «Псковской провинции», для которой всегда была характерна эклектика, поскольку доминировала не тематика, а учредитель – Псковский район. Это позволяло делать в издании упор на сельское хозяйство, и о нем, конечно, никто из конкурентов так подробно не писал, не пишет и, разумеется, писать не будет. Однако в последнее время, что связано, вероятно, с обновлением кадров в газете, «Провинция» превратилась в филиал филфака: в газете книги читают (рубрика «Почитаем?»), спасают (материал «Освободите книги от ареста»), ведут актерский дневник и т.д. В этом нет криминала, но не в таком количестве, да и целевая аудитория какая? И так герои – газеты читают…

В «Провинции» контент в последнем номере четко разделился на «сельское хозяйство», «филфак» и официальную информацию. Из этой канвы разве что выбился материал «Город-сказка, город-мечта», в котором Владимир Капустинский попытался вспомнить обещания чиновников областного центра, аж со времен царя Дадона, то бишь, Михаила Хоронена. Получилось бегло, но занятно.

Попытка определить жанровые особенности газеты «Псковские новости» всегда оканчивалась безуспешно – по моему мнению, издание стало в худшем смысле образчиком совковой бюрократической газеты с заголовками, которые себе не позволяли даже самые махровые районки и комсомольские стенгазеты. Впрочем, уже недели три, как сайт «ПН» пал смертью храбрых, а тратить время на поиск газеты в печатном виде (если даже он еще и существует) мне кажется нецелесообразным: лучше прочитать выходные данные или рекламу в других изданиях. Так что «Псковские новости» из нашего обзора, судя по всему, выбывают.

Что касается антагонистов: «Псковская губерния», на определенное время практически полностью отбросившая региональную политику и переключившаяся на федеральную повестку дня да на культуру, кажется, набирает былые обороты. Связано это, видимо, и с недавно прошедшими выборами, и с тем, что главный редактор «ПГ» Лев Шлосберг планирует побороться за пост главы региона, о чем он недавно рассказал ПЛН. Теперь думается, риторика газеты станет еще жестче, однако как долго г-н Шлосберг сможет выступать как главный редактор и одновременно один из основных героев газеты – представить сложно. Хотя и вообразить, что «ПГ» возглавит какой-то другой человек – тоже.

«Псковская правда» - по-прежнему самая разнообразная в темах (хотя, повторюсь, ряд направлений и, в частности, политику, «ПП» просто упустила). В этом номере «правдисты» выдали хороший материал на самую горячую тему недели – «Черный четверг МРЭО». Денис Кугай интересно рассуждает о пиратстве и соблюдении авторских прав – благо солист группы «Drift» может говорить об этом от первого лица. Ну и куда ж «ПП», как и «АиФ – Псков» без завуалированной крамолы в адрес руководства: в этот раз о паскудной жизни в районах рассказывает материал «Полтора миллиона на жизнь» - о существовании Переслегинской волости, о том, как ее глава круглосуточно работает, но так и не может решить уйму проблем: «Ведь что такое полуторамиллионный бюджет для волости? На дороги, на колодцы, бордюры, скамейки, на кладбища и воинские захоронение – разве этого много?» - задается риторическим вопросом Василий Сарапин. Конечно, мало: например, Арбитражному суду в Пскове даже на машину бы не хватило. Но больше волостям никогда не дадут, и самое грустное, что глава волости Сарапин это знает лучше других.

Денис Камалягин

Источник: Псковская Лента Новостей