Воронежская область: курс на интернет-развитие

Последний раз НСМИ обозревали медиарынок Воронежской области три года назад, когда большинство СМИ региона только начали восстанавливаться после кризиса 2008-2009 гг., а также наметился тренд развития местных интернет-СМИ.

Какие изменения произошли за последние три года? Какие тенденции преобладают на медиарынке области? В этом разбирались НСМИ.

По сравнению с октябрем 2010 года количество зарегистрированных средств массовой информации Воронежской области несколько сократилось, но не критично – с 465 до 440 (по данным Управления Роскомнадзора по Воронежской области за 2012 год). Среди них 305 печатных СМИ (193 газеты, 94 журнала, 18 иных печатных изданий), 18 информационных агентств. В 2012 году на рынке появилось 40 новых СМИ. В то же время 18 СМИ было закрыто по решению учредителей и еще 20 – по решению суда.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Воронежский рынок прессы характеризуется достаточно высокой степенью конкуренции. Помимо региональных СМИ, таких как «Коммуна», «Воронежская неделя», «Воронежские вести», «Воронежский курьер», «Молодой коммунар», в области выходит немало вкладок в федеральные издания – «Комсомольскую правду», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Российскую газету».

Что касается журнальной периодики и рекламных изданий, то большинство из них представлены федеральными сетевыми проектами: «Pulse Воронеж», «Люкс Free time. Baby», «Люкс Free time. Gold», «Ва-банкъ Воронеж», «Дело. Воронеж» и т.д.

«Происходит некая структуризация СМИ, имеющих владельцев в лице государственных органов власти», – отмечает Виктор РУДЕНКО, генеральный директор ООО «Редакция газеты «Коммуна», главный редактор газеты «Коммуна». Так, в декабре 2012 года был создан медиахолдинг РИА «Воронеж», куда вошли газеты «Молодой коммунар», все районные издания и собственно сайт агентства. По мнению Дмитрия ОРИЩЕНКО, руководителя Агентства Бизнес Информации (Abireg. ru), это стало главным событием на поле СМИ региона. «Все редакции в районах переводят на современный формат работы, а на базе объединенной редакции запустили серьезный интернет-ресурс, который аккумулирует все события из районов области», – рассказывает он. «И если раньше «Молодой коммунар», а также часть районных газет, выходили три раза в неделю, то после создания новой структуры они стали выходить два раза. Пытаются наладить свою службу доставки прессы в районы, которая работала бы параллельно с почтой», – добавляет Виктор РУДЕНКО.

На рынке прессы

Воронежской области появляются новые печатные СМИ. «В марте текущего года на местный рынок пришла газета Metro, ее тираж сейчас около 40 тыс. экз., это проект одного из кандидатов в мэры. Редакция одной из государственных газет начала выпускать бесплатный 24-страничный цветной еженедельник общим тиражом 60 тыс. экз., судя по всему, есть намерение этот тираж увеличить до 90 тыс. экз., – рассказывает главный редактор газеты «Коммуна». – Каково назначение этих проектов, покажет время».

Все СМИ региона в той или иной степени развивают свое присутствие в интернете. Появляются новые интернет-СМИ. «Сейчас в соответствии с общей тенденцией люди вкладываются, прежде всего, в развитие интернет-проектов, поскольку это все-таки дешевле, чем создание бумажной газеты. Но какого-то особого пессимизма по поводу будущего печатной прессы никто не испытывает: все понимают, что у газет есть свой читатель, свой рекламодатель, который, как мне кажется, очень долго останется верен печатной прессе», – считает Виктор РУДЕНКО.

Несколько иного мнения придерживается Дмитрий ОРИЩЕНКО: «Рынок медиа постепенно перебирается в интернет. Печатные СМИ, как и во всем мире, постепенно теряют популярность. Крупные холдинги пока не поняли, как монетизировать интернет-ресурсы – баннерной рекламы не хватает на равнозначные доходы, – поэтому они по-прежнему толкают региональные власти поддерживать продажу газет и сети их распространения».

Единственные проблемы, существующие на региональном рынке печатных СМИ, по словам Виктора РУДЕНКО, имеют федеральное значение и связаны с качеством работы почты: из-за нехватки почтальонов существуют перебои с доставкой газет подписчикам, что в свою очередь существенно влияет на подписку.

Естественно, Воронеж не обошла стороной тенденция сокращения газетных киосков. Если в рекомендациях Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, принятых в июле текущего года, говорится, что должно быть не менее одного киоска прессы на 1,5 тыс. жителей, то в Воронеже один киоск приходится примерно на 2,5 тыс. «Киосков не хватает. Недавно проходило совещание под эгидой областного правительства, посвященное проблемам развития розничной сети торговли прессой. Видимо, все-таки какие-то совместные усилия по стабилизации ситуации будут прилагаться», – надеется главный редактор газеты «Коммуна».

В целом, в Воронежской области разовый подписной тираж всех газет и журналов составляет в настоящее время около 750 тыс. экз. Еженедельный розничный тираж местных изданий – около одного миллиона копий, среди них платные издания набирают около 370 тыс. экз., остальной тираж распространяется бесплатно. К слову, бесплатный тираж «РГ-Недели» в Воронежской области – около 100 тыс. экз. «Знаю, что по уровню подписки Воронежская область входит в число лидеров и в Центральном ФО, да и в целом по России. Даже несмотря на то, что существуют некоторые проблемы, связанные с работой почты, подписка остается достаточно эффективным и популярным каналом распространения печатных СМИ», – сообщает Виктор РУДЕНКО.

По его мнению, нет никаких оснований говорить о стагнации рынка печатных СМИ Воронежской области: рынок будет развиваться, потому что в целом экономика региона демонстрирует положительную динамику, хотя какие-то издания, безусловно, закроются. «В дальнейшем ставка будет делаться прежде всего на развитие интернет-проектов, поскольку затраты на вход на этот рынок не так велики, чем на запуск печатных СМИ. Издания, существующие в регионе сейчас, будут укреплять свои позиции, но экспериментов по выводу новых изданий на рынок едва ли можно ожидать. Хотя как сказать… Может, кто-то из крупных федеральных издательских домов захочет прийти на воронежский рынок. Но здесь уже очень тесно от конкурентов», – заключает Виктор РУДЕНКО.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

Телевидение в Воронеже начало вещать в 1954 году. Сегодня в эфире принимаются 19 аналоговых каналов, часть из которых производит выпуски местных передач. Существует также отдельный региональный телеканал «КТВ-Форум» (ранее – «Форум-36»), распространяемый в сети операторов кабельного и IP-телевидения.

Осенью прошлого года в регионе был запущен первый мультиплекс цифрового телевидения. Жителям региона в цифровом формате стали доступны 8 федеральных каналов (Первый канал, «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», НТВ, «5-й канал», «Культура», «Карусель») и 3 радиостанции («Радио России», «Маяк», «Вести 24»). А в мае 2013 года жители Воронежа и Воронежской области получили возможность принимать еще два телевизионных канала в цифровом формате – «ТВ Центр» и «Общественное телевидение России». Принимать пакет цифровых каналов пока имеет возможность 75% населения региона – это жители Воронежа, Эртиля, Борисоглебска, Боброва, Острогожска, Нововоронежа, Таловой, Новохоперска, Воробьевки, Лосева, Россоши и Старой Калитвы.

К 2015 году, когда область будет охвачена цифровым вещанием полностью, число бесплатных цифровых эфирных каналов планируется довести до 20. Также до июня 2015 года цифровой эфирный сигнал в Воронежской области будет распространяться параллельно с аналоговым.

«Серьезный шаг, который неизвестно как отразится на развитии интернет-изданий, – это запрет вещания в регионах. Это вынудит региональные телекомпании уходить в интернет, – считает руководитель Агентства Бизнес Информации Дмитрий ОРИЩЕНКО. – Что они придумают, как это будет происходить и что у них получится, покажет время».

Цифровое IP-телевидение предоставляется интернет-провайдерами Билайн, Домолинк, Связь-Телеком, Netbynet. Аналоговое кабельное телевидение предоставляется операторами Дом.ru, МТС, Скат (антенная служба), Телеком-Сервис. В регионе работает несколько телевизионных и радиокомпаний, подавляющее большинство которых в том или ином объеме вещает сетевой контент.

Филиалом Всероссийской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании (ВГТРК) в Воронежской области является ГТРК «Воронеж», которая осуществляет в регионе вещание телеканала «Россия-1», а также радиостанций «Маяк» и «Радио России».

Также на местном телерадиорынке работает ОАО «Студия «Губерния», имеющее собственное вещание на телеканале «ТНТ-Губерния». Помимо этого в марте 2013 года компания запустила радиостанцию «Губерния», владельцем которой является областное правительство.

Кроме того, на рынке работают компании «РЕН-ТВ Воронеж» и «СТС-Воронеж», вещающие одноименные телеканалы.

Среди радиостанций на региональном рынке выделяется «Борнео», которая выпускает в эфир только местные новости. Также станция вещает еще и в интернете по адресу Borneo.ru. В последнее время в регионе активно развиваются интернет-СМИ. Значимым игроком на этом поле является Агентство Бизнес Информации (Abireg.ru). «Абирег» в этом году перешагнет уже пятилетний рубеж. Формат «просто и интересно о серьезном для первых лиц» дал свой результат. У «Абирега» сформировалась хорошая целевая аудитория – трудно найти топ-менеджера, который не читал бы издание. Многие освоили планшеты и компьютеры только для этого. Чуть хуже наши позиции в регионах Черноземья. Здесь нас в первую очередь знают те, кто следит за новинками и информационным полем. Радует, что по нашим оценкам, мы опередили по популярности в Черноземье приложение к федеральному «Коммерсанту в Черноземье». У нас как в Воронеже, так и в регионах аудитория больше», – делится Дмитрий ОРИЩЕНКО.

Также на рынке интернет-СМИ области работает сайт РИА «Воронеж». «Удивительно для правительственного ресурса, что он занял нишу желтого популярного ресурса, а не общественно-политического издания», – делится мнением руководитель Abireg.ru. На его взгляд, единственным профессиональным (по таким факторам, как наличие офиса, редакции, штата журналистов и коммерческого отдела) общественно-политическим ресурсом в региональном интернет-пространстве остается интернет-газета «Время Воронежа», которая постепенно набирает популярность у лидеров общественного мнения.

Несмотря на активное освоение сетевого пространства классическими СМИ, а также запуски веб-проектов в чистом виде, областные интернет-ресурсы в большинстве случаев не приносят серьезных доходов. (Исключением можно назвать разве что Агентство Бизнес Информации).

Руководитель газеты «Коммуна» Виктор РУДЕНКО объясняет ситуацию на примере собственного опыта. По его словам, у сайта «Коммуны» есть свой рекламодатель, который заказывает размещение материалов исключительно в интернете. Как правило, это рекламодатели федерального уровня, которые хотели бы отслеживать выход собственных публикаций. «Что касается местного рекламодателя, он прекрасно отдает себе отчет в том, что его публикацию прочтут, конечно же, и на сайте, но гораздо убедительнее будет, если она выйдет в печатной газете. Все-таки гораздо больше доверия у людей к печатному слову, – поясняет эксперт. – Даже сама технология работы над печатной версией предполагает большую ответственность, чем работа над материалом, который идет в электронную». Тем не менее, для многих классических СМИ наличие интернет-версии является необходимостью, хотя бы с точки зрения имиджа.

Постепенно интернет-проектами осваиваются видео-технологии. Пока все СМИ находятся в поиске. «Мы в AbiregTV попробовали работать по классической схеме – в виде программ, серьезных интервью. Это не вызвало серьезного интереса. Сейчас переформатируемся на короткие динамичные ролики о событиях. Посмотрим, как пойдет это направление», – рассказывает Дмитрий ОРИЩЕНКО.

Что касается гражданской журналистики в регионе, то она развивается не столь активно. Одной из особенностей Воронежской области является отсутствие серьезных блогеров, хотя бы даже тысячников. «Непонятно, с чем это связано. Возможно, с тем, что у местных интернет- и печатных СМИ были достаточные свободы, чтобы освещать актуальные новости. С одной стороны, хорошо, что эту нишу занимают местные интернет-издания и форумы, с другой, может быть, просто нет звезд?» – рассуждает руководитель Агентства Бизнес Информации.

РЕКЛАМА

В последние годы количество рекламных компаний в Воронеже увеличилось в десятки раз. Благодаря тому, что издержки местных рекламных агентств существенно ниже, чем в Москве, цены на рекламу здесь токже невысокие.

В связи с тем, что значительная часть рекламных бюджетов в столицу Черноземья поступает из Москвы и других городов России, местные рекламные компании нередко используют разные цены для воронежских рекламодателей и рекламодателей из других городов.

Наиболее активно развивается сегмент наружной рекламы, где работает несколько десятков рекламных агентств. Наверное, самым крупным из них является воронежский филиал компании Gallery.

Сегодня в Воронеже размещено более 3 тыс. наружных рекламных конструкций. «Три тысячи, на мой взгляд, это чрезмерно для одного города. Многие из приезжающих в Воронеж говорят, что его облик портится именно рекламой. От этого ухудшается визуальное восприятие города. Я сторонник современной рекламы формата «сити-вижн» и настенных электронных объектов», – заявил недавно мэр Воронежа Александр Гусев во время совещания, посвященного разработанному недавно проекту общегородской схемы размещения рекламных конструкций. Согласно этому проекту, в скором времени количество рекламных конструкций в городе может сократиться на 30%.

Источник: Новости СМИ