Источники в Смольном сообщают: вице-губернатор Мокрецов поручил КУГИ проработать механизм досрочного расторжения договоров с ларечниками, не попавшими в многострадальную «схему размещения нестационарных объектов». Оскорбленное деловое сообщество готово обжаловать городские документы об уличной торговле в прокуратуре. К обращению планирует присоединиться бизнес-омбудсмен Александр Абросимов.
Комитет по развитию предпринимательства утвердил схему размещения нестационарных торговых объектов, вызвавшую массу вопросов у петербургских коммерсантов. Как стало известно «Фонтанке», это произошло еще 1 октября. Документ построчно регламентирует, по каким адресам в Северной столице могут размещаться киоски, временные павильоны, летние кафе, лотки для торговли арбузами и дынями. В бумагу вошло 3,7 тысячи таких точек.
Всего же в городе их больше шести тысяч. Это значит, что половина уличных торговцев будет вынуждена свернуть свой бизнес – из-за того, что их участки находятся слишком близко к электрическим или газовым сетям, трубам «Водоканала», школам, больницам, стадионам или не соответствуют еще каким-либо требованиям районных чиновников.
Закрытые двери
Положение невезучих раньше несколько смягчалось тем, что экстренно закрыть торговлю их никто не принуждал. Очищать улицы ларечники должны были постепенно – по мере того, как заканчиваются сроки договоров аренды. Однако шаткое спокойствие, сохранявшееся благодаря этому в среде мелких бизнесменов, недавно нарушилось. В деловом сообществе начала циркулировать информация о совещании, прошедшем в Смольном под председательством имущественного вице-губернатора Михаила Мокрецова.
На нем высокопоставленный чиновник якобы призвал КУГИ «принять меры к расторжению договоров аренды земельных участков, не вошедших в схему размещения нестационарных торговых объектов», то есть попросить торговцев удалиться досрочно. Как следует из протокола совещания (не заверенного, правда, подписью и печатью), находящегося в распоряжении «Фонтанки», сроки выполнения задачи поставлены сжатые – до 20 декабря 2013 года.
В КУГИ на вопрос о том, действительно ли состоялось заседание, отвечают осторожно. «На сегодняшний день в наш комитет не поступало официального, подписанного вице-губернатором поручения. КУГИ не расторгает договоров аренды», – отмечают здесь. Источники в комитете по предпринимательству, однако, говорят, что совещание проводилось – к нему также привлекли это ведомство и представителей районных администраций. «Атмосфера была очень напряженная», – не скрывают подчиненные Эльгиза Качаева.
Такими же сведениями обладает и депутат ЗакСа Ирина Иванова. «Насколько я знаю, протокол встречи еще не подписан из-за разногласий сторон и, возможно, не будет подписан вообще, – успокаивает она. – Пока у бизнесменов нет оснований для серьезной паники».
Бунт
Деловое сообщество, однако, словам парламентария не верит: оно обиделось на инициативы городских властей всерьез. Закрытое собрание стало последней каплей, которая подтолкнула коммерсантов к тотальной борьбе с решениями Смольного в области уличной торговли. Около 100 предпринимателей готовятся оспорить в прокуратуре печально известное постановление городского правительства № 1045 – именно оно заложило принципы, по которым составлялась скандальная адресная схема.
«Такое обращение, действительно, готовится, – подтвердил “Фонтанке” владелец сети торговых павильонов Алексей Петров. – Под ним будет стоять более 100 подписей. Сейчас согласовываются юридические детали, документ направим в надзорное ведомство до конца года». Сам Петров владеет 41 киоском в разных районах города, но после утверждения смольнинской схемы 21 из них оказались вне закона. «Если меня заставят закрыть их досрочно, это будет равнозначно потере бизнеса, – поясняет активист. – Порог рентабельности в розничной торговле начинается от 30–35 точек».
Возмущение предпринимателей в целом разделяет петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов. «Сейчас я провожу проверку по поводу совещания в Смольном. Если подтвердится, что оно состоялось, то буду оспаривать принятые решения в прокуратуре», – обещает он. Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», который возглавляет правозащитник, сейчас также рассматривает вопрос об обжаловании постановления № 1045 в прокуратуре. «Мы обсуждали это исходя из опыта города Кирова. Там схема расположения киосков была успешно оспорена в надзорном ведомстве, – напоминает бизнес-омбудсмен. – В результате местные власти вынуждены переписывать документ».
Глава ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков считает, что бунт предпринимателей вряд ли спасет их торговые места: бороться против города – то же самое, что «с саблей идти на танк». За время, пока прокуратура будет выносить решение, Смольный выдумает новые заградительные механизмы для ларечников. «Тем не менее цивилизованный протест полезен гражданскому обществу и имеет философский смысл, – полагает эксперт. – По крайней мере, есть повод задуматься, нужно ли вообще вести торговый бизнес в Петербурге. Возможно, свое дело стоит перенести «в область ноутбука» или еще лучше уехать за границу».
По мнению общественника, с точки зрения юридической техники прервать заключенные арендные отношения Смольному будет не так уже и сложно. «По состоянию на несколько лет назад в типовых договорах имелся пункт о том, что предприниматель дает согласие на их срочное расторжение, если этого хочет КУГИ», – заявляет Третьяков.
Напомним, схему размещения киосков и ларьков Смольный задумал создать в сентябре 2012 года. Тогда было утверждено постановление № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов». Из него следовало, что у ларечников, немного пришедших в себя после сносов эпохи Валентины Матвиенко, вновь начинаются сложные времена. Павильоны им рекомендовалось перенести подальше от зданий органов власти, спортивных объектов, больниц, школ, а также сетей энергетических монополистов.
Против таких жестких ограничений не раз выступал комитет по предпринимательству: как известно «Фонтанке», из-за этого регулярно возникают трения между ним и КУГИ. Сейчас в ведомстве, однако, утверждают, что ситуация находится под контролем. «Хотя схема уже утверждена, в нее могут быть внесены поправки. Работает комиссия по устранению разногласий, которая помогает бизнесменам, которые считают, что их точки не попали в документ необоснованно», – подчеркивают в комитете.
Софья Вертипорох
Источник: «Фонтанка.ру»