Меньше да лучше?
В октябре Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка распоряжением №2010-р утвердил схему размещения в Петербурге нестационарных торговых объектов. Документ разрешает устанавливать в городе киоски лишь на 3,7 тыс. участках. Тем самым, по словам бизнес-омбудсмена Александра Абросимова, количество киосков в городе может сократиться не менее чем на 30%. «Изначально Смольный намеревался сократить количество мест, на которых можно размещать нестационарные торговые объекты, на 2,5 тыс. точек», – отмечает он». Но предпринимателям от этого не легче.
Особенно пугающе выглядит схема размещения для игроков рынка распространения прессы. Если сейчас в городе можно насчитать около тысячи газетных киосков, то после вступления в силу распоряжения их количество сократится до 576 точек. Больше всего повезет жителям Приморского района – ведь там схема допускает к размещению до 97 газетных киосков. А вот в Центральном районе можно будет купить свежую прессу только в двух местах: возле дома 18 по улице Правды и возле дома 8 по Большой Московской улице. На Кронштадт полагается лишь 9 точек продажи периодической печатной продукции.
Некоторые распространители констатируют, что им придется сворачивать свой бизнес. «Ни один из моих 40 киосков не вошел в эту схему, – рассказала корреспонденту «БалтИнфо» генеральный директор компании «Пресс» Елена Салтыкова. – Нашей организации более 20 лет. И вот придется все убирать и увольнять. Все в шоке». «Это просто антиобщественное распоряжение, – отмечает глава петербургской Ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков. – Оно попросту не учитывает интересы граждан».
Представители Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка уверяют, что бить тревогу рано, так как до конца года еще будут вноситься поправки в постановление правительства №1045, а значит, количество мест, на которых допускается размещение нестационарных торговых объектов, может возрасти. Ведь этот документ также регламентирует порядок размещения в городе киосков.
Но, несмотря на это, Александр Абросимов намерен уже через пару недель обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борису Титову с просьбой инициировать прокурорскую проверку легитимности распоряжения №2010-р. Ведь принятие текущей схемы размещения нестационарных торговых объектов нанесет ущерб не только петербургскому бизнесу, но и городской казне. По оценке Абросимова, ежегодно в городской бюджет может недопоступить порядка 300 млн рублей от платы за аренду земель и налоговых отчислений.
«Это распоряжение является очередной попыткой уничтожить мелко-розничный бизнес в городе и обеспечить максимально благоприятные условия крупным торговым сетям, – полагает Алексей Третьяков. – Город ими и так перенасыщен, но они несут сверхприбыль. Правда, несмотря на это, город все равно потеряет налоговые поступления, так как ни для кого не секрет, что многие крупные торговые сети находятся в иностранной юрисдикции. А для граждан снизится доступность товаров и услуг, стоимость которых из-за роста монополизации будет увеличиваться, а качество – снижаться».
Впрочем, президент петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов уверен, что пусть документ и далек от совершенства, но в значительной степени вносит ясность в отношения между бизнесом и властью. «Хотя эту схему размещения нестационарных торговых объектов нельзя считать подарком для малого бизнеса, она закладывает основу того, что правила игры со стороны органов госвласти не будут меняться, – отмечает Пастухов.– Для создания комфортных условий развития бизнеса еще многое предстоит сделать. И в этом отношении данная адресная программа является первым шагом в этом направлении». Что касается сокращения количества точек размещения нестационарных торговых объектов, то, по мнению главы Союза предпринимателей, это, конечно, не лучший выход, но в то же время не делает Петербург похожим на восточный базар.
Дизайном единым
С такой же позицией к киоскам подходит и КГА. Ведомство разработало архитектурно-художественный регламент нестационарных торговых объектов. И этот документ является еще одной угрозой для петербургского мелкорозничного бизнеса. Предполагается, что в течение ближайших лет все ларьки в городе будут выполнены в едином стиле. Но за счет предпринимателей. «В противном случае это было бы нецелевым расходованием средств», – объясняет это бремя на бизнес начальник отдела оптовой и розничной торговли Комитета по развитию предпринимательства Елена Капустина. По данным собеседников «БалтИнфо», стоимость одного нового киоска может составлять порядка 1 млн рублей.
Но это еще не все. Согласно разработанному КГА документу, площади киосков, ларьков и павильонов будут сокращены. Так, например, если сейчас площадь городских киосков составляет 6 квадратных метров, то в случае принятия Регламента, к размещению будут допускаться только ларьки площадью 4-5.4 кв. метра. При этом они должны быть не привычной прямоугольной формы, а в форме восьми- или шестиугольника. Это неудобно и непрактично.
«В последние годы было много предложений по изменению дизайна городских киосков, но, к сожалению, все они, по нашему мнению, разрабатывались, исключительно с точки зрения эстетики, – отмечает в беседе с «БалтИнфо» генеральный директор «Нева-Пресс» Ирина Васильева, – Иначе как объяснить тот факт, что такие важные критерии, как функциональность, современные подходы к организации торговли и удобство для покупателя совершенно не берутся во внимание. Предприниматели не против новых форм торговли и нового оборудования в соответствии с требованием времени. Нам бы тоже хотелось, чтобы город становился красивее день ото дня и киоски также являлись его украшением. Для нас кажется логичным создание и утверждение нового типа киоска, который мог бы в долгосрочной перспективе устроить всех: и городскую власть, и распространителей, и покупателей», – отметила Васильева.
При этом определенное недоумение у бизнесменов вызвал тот факт, что архитектурно-художественный регламент нестационарных торговых объектов был разработан КГА без учета мнения предпринимателей, которые лучше разбираются в том, что нужно бизнесу. «По нашему мнению, необходимо шагать в ногу со временем, но, если меняться в лучшую сторону, то с учетом всех параметров, – подчеркивает Ирина Васильева. – Пусть будет внешняя красота, но нельзя забывать и о внутреннем содержании».
Если петербургское правительство решит менять облик уличной торговли стахановскими темпами, многим распространителям прессы придется просто уйти с рынка. «Ведь, учитывая низкую рентабельность этого бизнеса, многие сейчас и так находятся на грани выживания, – добавляет Ирина Васильева. – Менять самостоятельно киоски за свой счет мы не готовы, таких денег у распространителей нет. Наверное, придется искать инвесторов». В противном же случае им просто придется пополнить ряды несанкционированной торговли.
Дарья Фазлетдинова
Источник: baltinfo.ru