Куратор проекта завкафедрой дизайна СГАСУ Татьяна Каракова рассказала, что в основу легли исследования покупательских предпочтений — когда и где самарцы любят приобретать товары, а также какие районы города нуждаются в насыщении торговой функцией.
Задача пересмотреть размещение в Самаре торговых объектов была поставлена в ноябре 2010 года. С этого момента более 4500 киосков, 900 из которых продавали алкогольные напитки, убраны с улиц города, говорит руководитель департамента потребительского рынка и услуг мэрии города Вадим Кирпичников. В четверг городские власти провели презентацию схемы, согласно которой предпринимателям предлагается выбирать место под торговую точку.
"Пауки" пешеходной доступности
Разработку схемы размещения торговых объектов мэрия Самары поручила экспертам Самарского Архитектурно-строительного университета (СГАСУ). Для оценки городской ситуации в сфере розничной торговли использовался графоаналитический метод, рассказывает куратор работы Татьяна Каракова. На карте города эксперты отмечали существующие торговые объекты, оценивали их пешеходную доступность. Затем, методом простого наложения, совмещали полученные результаты.
"Зоны пешеходной доступности новых, предложенных нами объектов, пересекаются с зонами уже существующих. На наших схемах они выглядят как "пауки" — это комфортные 300 метров пешеходной доступности по отношению к торговым объектам. Таким образом, мы получаем единую развитую сеть", — говорит Каракова.
По ее словам, самарцы любят совершать покупки по пути. По дороге с работы домой, например, горожане хотят иметь возможность зайти в магазин. Учитывая этот факт, исследователи строили схему с привязкой к транспортной сети города. Плотность населения того или иного района также влияла на результат исследования. Как отмечает Каракова, схема "живая" и может трансформироваться.
"Куйбышевский район, например, оказался достаточно перспективным, но проблематичным. На сегодняшний день там колоссальная чересполосица (расположение одних земельных участков полосами вперемежку с другими — прим.ред) функциональных зон. Производство — внедряется жилье — затем снова производство. Тех объектов, которые там сейчас есть, достаточно для обслуживания потребностей жителей района. Но в перспективе развития города этот район будет более активно осваиваться, застраиваться, и его схему нужно будет пересматривать", — говорит эксперт.
По словам руководителя департамента потребительского рынка Вадима Кирпичникова, по всему городу выявлено около 26 000 квадратных метров так называемых "компенсационных" зон. Это территории, где ощущается нехватка торговых объектов при высокой плотности населения. Именно на них планируется разместить новые торговые объекты, сказал он.
Модерн, авангард и неоклассицизм для газетного киоска
Самарские дизайнеры и архитекторы проанализировали типы городской застройки, чтобы разработать индивидуальное оформление для торговых павильонов каждого района города.
"Придание соответствующего облика объектов было принципиальной задачей для нас. Была выбрана застройка в историческом центре, выбраны районы так называемой послевоенной застройки. Мы гордимся ей и определили этот стиль как "неоклассицизм". Это дома с портиками, колоннами и лепниной. К третьему очень широкому типу отнесена панельная застройка — от "хрущевок" до зданий, построенных после 2000-го года", — рассказывает Татьяна Каракова.
Исходя из этих типов застройки, дизайнеры разработали оформление для торговых павильонов в стиле модерн для исторической части города, неоклассицизм и авангард — для районов послевоенной и панельной застройки соответственно. Все торговые объекты разработчики схемы предложили выполнить на основе одного модульного павильона, который прост в транспортировке и устойчив к воздействию вандалов. Павильон может быть исполнен в четырех размерах.
"Он "антивандальный", мобильный. Под ним может быть устроен временный фундамент. Сейчас мы предлагаем четыре варианта размеров модуля от 3,5 на 3,5 метров до 3,5 на 6,5 метров. Маленький модуль может быть выполнен с торговым окном, а в больших модулях может быть дверь. Я была внутри этого экспериментального образца — он исключительно комфортен. Там есть место для витрины, для покупателя, для холодильной установки, маленькая бытовка с биотуалетом", — говорит Каракова.
Как отмечает эксперт, архитектурно-дизайнерское оформление модуля не слишком затратно, так как декоративная часть изготовлена из пенополиуретана, а сам павильон выполнен из простых и недорогостоящих материалов.
По словам министра имущественных отношений Самарской области Юлии Степновой, которая курирует "земельную" сторону проекта, стоимость изготовления одного павильона по эскизам самарских дизайнеров варьируется от 300 до 500 тысяч рублей.
"Думаю, если после серых неприглядных ларьков на самарских улицах будут стоять такие — бизнес сохранится, но восприятие большинства людей изменится", — комментирует проект Степнова.
Разработчики схемы также предложили устроить на крупных транспортных перекрестках города торговые зоны, где не требуется обслуживание продавцов.
"На крупном транспортном перекрестке может стоять такой объект — люди в нем могут находиться под навесом. Здесь можно совершать покупки без помощи продавца — с помощью мобильного телефона, например", — рассказывает куратор проекта.
По словам Вадима Кирпичникова, главы районов Самары начали работу со схемой — каждый отдельный участок, имеющий конкретную геодезическую привязку, будет оцениваться отдельно.
Предприниматели говорят схеме "нет"
В 2013 году министерство имущественных отношений Самарской области расторгло более 300 договоров аренды с предпринимателями малого и среднего бизнеса, говорит Юлия Степнова. В рамках работы над упорядочиванием торговых объектов с 2010 по 2013 год было ликвидировано почти 4,5 тысячи незаконно установленных ларьков и киосков. Схема размещения новых локаций торговли была утверждена в апреле 2013 года.
Самарские предприниматели, чьи торговые точки не были включены в документ, создали региональный профсоюз предпринимателей. Как сообщал заместитель председателя комитета профсоюза Вениамин Михеев, выступивший в ноябре 2013 года одним из организаторов митинга против ликвидации ларьков, в Самаре более двух тысяч торговых объектов числились как незаконные и находились под угрозой сноса.
По словам Юлии Степновой, чтобы сделать аренду новых торговых объектов более выгодной для бизнесменов, самарские власти разрабатывают юридический механизм, при котором предприниматели смогут арендовать построенный за деньги муниципалитета павильон скором на 5 лет. Сейчас бизнесмены могут оформить договор аренды только на 11 месяцев. На сегодня общее число нестационарных киосков, которые работают в Самаре, неизвестно, отмечают городские власти. Сосчитать их не представляется возможным, так как неучтенные нелегальные пункты торговли снова возникают на городских улицах.
Нина Белая
Источник: РИА Новости