У каждого современного средства массовой информации и даже более или менее популярного блога должна быть мобильная версия, а еще лучше — свое приложение для смартфона. Но разработка такого приложения весьма затратная как по деньгам, так и по времени. К тому же есть проблема с тем, чтобы уместить в стандартные рамки постоянно изменяющийся формат контента: сегодня текст одного размера, а завтра другого, а послезавтра вообще пять фотографий.
Понимая потребности современного медиарынка и при этом лично как читатель постоянно испытывая неудобства, в конце 2010 года IT-предприниматель Антон Пронин решил создать приложение с удобной версткой для СМИ. На тот момент на международном рынке уже работали новостные сервисы: Pulse, Zite. Пронин же хотел, чтобы мобильное приложение не просто собирало новости и статьи, но верстало его красиво, наподобие печатной версии журнала.
Антон решил дать пользователям виртуально сверстать свой собственный журнал, выбрав для него стиль и шаблон расположения элементов, а потом поделиться своим творением в социальных сетях.
В то же самое время над схожей концепцией трудился популярный американский сервис Flipboard, но российский предприниматель опередил его на два года.
Пронин просил инвестиции у фонда IMI.VC еще осенью 2011 года и в октябре 2011 года получил от них 150 тыс. долл. на разработку прототипа. Сервис предприниматель назвал Kula. Сооснователями компании стали технический директор Александр Данилин и дизайнер Андрей Дробитько.
В апреле 2012 года команда Kula Tech представила свой первый вариант персонализированного журнала. Для того чтобы привлечь средства на маркетинг и продвижение приложения, Пронин поехал в Калифорнию. Однако все венчурные капиталисты уже тогда опасались, что Flipboard в любой момент может сделать то же самое.
Вернувшись в Москву ни с чем, предприниматель решил продавать сервис блогерам, которые бы хотели превратить свой блог в мобильное приложение. Это бы позволило стартапу не тратиться на раскрутку: аудитория сама пришла бы за блогерами в мобильный Интернет.
ИЗ БЛОГА В СМИ
Следующим шагом должно было стать покорение медиарынка. Исследование американской Ассоциации журнальных СМИ (The Association of Magazine Media) показало, что 76% американцев хотели бы читать любимые журналы через персонализированные приложения, а не на сайте или в цифровой версии. Российские предприниматели подсчитали, что в 2011 году из 126 самых известных в мире журналов лишь около 25 имели собственные мобильные приложения. Для адаптации своей разработки под нужды СМИ Пронин получил еще 1 млн долл. инвестиций от IMI.VC.
Команда Пронина создала систему, которая верстает приложение из элементов сайта СМИ: рубрик, иллюстраций, обложки и других. Пользователь может листать страницы, делиться статьями в социальных сетях и создавать свой персональный журнал. Kula делает отдельные версии под IPhone, IPad и Android. На создание приложений под ключ уходит от нескольких дней до недели. Медиа¬компания получает собственную систему управления содержимым (CMS), которая автоматически заливает контент, обновляющийся на сайте. Содержанием можно управлять и вручную.
Главная «продающая» идея предпринимателей — приложение создается совершенно бесплатно, тогда как обычно контентное приложение обходится в 100—200 тыс. долл. Компания не берет денег и за последующее сервисное сопровождение проекта.
Тем самым Kula показывает клиентам эффективность своей технологии. Выражается она в следующем: из-за удобства приложения читатели остаются в нем дольше, чем на сайте, то есть растет глубина просмотра. Одновременно с этим Kula Tech разработала рекламный формат, имитирующий разворот журнала. Это не так навязчиво, как всплывающие поверх сайта рекламные окна, которые невозможно быстро закрыть. В итоге коэффициент кликабельности «журнальной» рекламы (CTR, отношение кликов к числу показов) достигает 9%, в то время как этот показатель для обычных полноэкранных объявлений в веб-браузерах редко превышает 0,5—1%.
Именно на рекламе предприниматели и зарабатывают, удерживая около 30% от чека рекламодателя за размещение объявлений на мобильной платформе. Пока стартап работает с имеющимися рекламодателями СМИ. В дальнейшем Kula Tech хочет развивать свою рекламную сетку.
ГЛЯНЕЦ В IPAD
Сейчас проект Kula Tech написал приложения для 14 СМИ. Первым из них стал журнал Maxim Russia (Hearst Shkulev Media), запустивший мобильное приложение в марте 2013 года. За один визит на сайт каждый читатель журнала просматривал в среднем 3,8 страниц, в приложении Kula Tech он читает 16,3 страницы. Как рассказал РБК daily Даниль Хасаншин, директор Maxim Online, сейчас проект Kula Tech уже написал приложения также для журналов Marie Claire, Starhit, Women’s day. В ближайшее время появится приложение для Elle Girl Russia. По словам Хасаншина, издательский дом уже профинансировал создание нескольких приложений для журналов, но все они были сервисными, а не контентными. Например, приложение Elle Girl Russia работает как социальная сеть для девушек. По подсчетам Хасаншина, инвестиции в создание полноценного контентного приложения окупились бы лишь за один-два года. Поэтому издательство согласилось на эксперимент с Kula. Сейчас приложение для Maxim Russia скачали уже более 250 тыс. читателей, а суммарная ежемесячная аудитория — 700 тыс. человек.
Также Kula Tech создал приложения для The Art Newspaper Russia и двух американских журналов. Средний рейтинг приложений в App Store и Google Play, созданных по технологии стартапа, — 4,6.
Все СМИ, для которых команда Пронина создала мобильные приложения, до этого вообще их не имели.
ПЛАНЫ НА ГОД
В феврале проект закрывает раунд инвестиций от частного фонда в несколько миллионов долларов. Имя инвестора Пронин не раскрывает. Оценка компании при сделке, по словам предпринимателя, составляет 10 млн долл.
Стартап вложит средства в создание сервиса, который позволит небольшим издателям самостоятельно сделать приложение.
До конца 2014 года Kula Tech предложит конструктор приложений малым компаниям — сайтам с посещаемостью до 1 млн уникальных пользователей в день, региональным порталам. Доля доходов от малого и среднего бизнеса в итоге должна составить не менее 70%. Сейчас у компании около 200 запросов от малых сайтов с аудиторией до 500 тыс. уникальных посещений в месяц.
На рынке уже работают сервисы самостоятельного создания приложений для бизнеса, наиболее популярные в России — iBuildApp и MyApps. Они позволяют создавать приложения с текстами, RSS-лентами, фото, аудио- и видеоэлементами, но пока в них нет типовых шаблонов для СМИ. Ежемесячная подписка на такой конструктор обходится в 8—250 долл., типовое решение Kula Tech стоит 500 долл. в месяц.
Также команда Пронина хочет соз¬дать сервис, где дизайнеры крупных медиакомпаний смогут создавать приложения по собственным эскизам. «Это будет как Adobe InDesign, в котором обычно верстаются газеты и журналы», — поясняет Пронин. Этот сервис будет бесплатным, но стартап будет удерживать 10—30% с рекламных платежей. Kula Tech планирует интегрировать мобильные приложения с интернет-магазинами. «Например, lifestyle-журналы часто пишут о тех или иных товарах, — поясняет сооснователь проекта Александр Данилин. — Можно будет перейти в мобильном приложении по ссылке прямо из текста в каталог». Источником заработка для компании станет удержание части дохода (до 10—15%) продавца.
За 2014 год Kula Tech планирует привлечь еще около 100 крупных клиентов, а к концу 2017 года число клиентов компании должно вырасти до 5—6 тыс. за счет мелких заказчиков. Ежемесячный охват аудитории приложений, написанных по технологиям Kula, составит 60—70 млн человек.
Пока проект не вышел в прибыль. Ежемесячно компания зарабатывает 30 тыс. долл., причем доходы, по словам основателей, растут в среднем на 20% в месяц. Стартап планирует пройти точку безубыточности зимой 2015 года.
КОНКУРЕНТЫ
На западном рынке есть другие сервисы, которые помогают создавать контентные приложения или веб-версии сайтов. Например, платформы OnSwipe и Pressly, но их слабая сторона в том, что они лишь адаптируют контент сайта для экрана мобильного устройства, а не создают полноценное приложение.
У Kula есть и российские конкуренты. Проект Newswired, запущенный в ноябре 2013 года, также позволяет издателям верстать периодичные цифровые журналы для планшетов. Newswired предлагает издательствам плагины к Adobe InDesign и SaaS-решение для управления контентом журнала. За использование платформы Newswired берет с медиакомпаний около 300 долл. в месяц. Цифровой журнал от Newswired может размещаться в киоске Newsstand, магазинах приложений, в Amazon Kindle или в браузерах. К проекту уже подключилось 14 издательств из России, Европы и ЮАР.
Андрей Мороз, основатель сервиса, говорит, что с помощью Newswired тоже можно трансформировать журнал в полноценное мобильное приложение, изменив настройки при верстке.
Евгений Медведников, директор по развитию iBuildApp в России, рассказал РБК daily, что их компания тоже готовит к релизу набор шаблонов приложений для небольших интернет-СМИ. Типовые макеты появятся в iBuildApp уже весной. Они войдут в стандартный пакет, подписка на который обойдется в 79 долл. в месяц — без ограничений по числу загрузок.
Денис Смирнов, директор отдела цифровых изданий Sanoma Independent Media, считает, что основателям Kula будет трудно договориться с менеджерами крупных медиа¬компаний. «В целом идея персонализированного Flipboard для отдельного СМИ перспективна, — говорит г-н Смирнов. — Но наверняка возникнут проблемы при обсуждении условий раздела рекламных доходов между Kula и площадкой — просто в силу корпоративного процесса. К тому же медиахолдинги не так легко отдадут разработку на аутсорсинг. Впрочем, те медиакомпании, которые сегодня привыкли работать со студиями «под ключ», перейдут на автоматические системы верстки, если увидят на рынке качественные продукты. Если бы Kula Tech не столь ярко позиционировала себя как независимую платформу, думаю, больше крупных медиахолдингов согласилось бы с ней работать».
Елена Краузова
Источник: РБК daily