Подписная кампания: Издатели ищут альтернативу "Почте России"

1 апреля "Почта России" начнет подписную кампанию на второе полугодие 2014 года. Из-за отмены государственных субсидий почтовая сеть повысит тарифы. Лениздат.Ру узнал, смогут ли альтернативные подписные агентства заменить издателям "Почту России".

С 2014 года "Почта России" должна самостоятельно покрывать расходы на доставку подписных изданий. В начале 2014 года Минкомсвязи отменил субсидии в размере 3 млрд рублей, которые существовали со второго полугодия 2008 года. Цель дотации – остановить рост тарифов на услуги подписки. Несмотря на заверения Минкомсвязи, что цены не вырастут более чем на 25%, издатели ожидают серьезного увеличения расценок.

Помимо "Почты России", доставку печатных изданий осуществляют и альтернативные подписные агентства. Лидерами на городском рынке выступают компании ЗАО "Пресс-информ" и ООО "Урал-пресс".

Впрочем, рассчитывать на то, что альтернативные подписные агентства смогут полностью заменить "Почту России" в сфере доставки, не стоит. Компания ООО "Урал-пресс", например, вообще не работает с физическими лицами. "Пресс-информ" обслуживает индивидуальных покупателей, однако цены там выше, чем на почте. Так, например, подписка за первое полугодие 2014 года на газету "Аргументы и факты – Петербург" через "Почту России" стоила 546 рублей. "Пресс-информ" оказывает аналогичную услугу за 1 244 рубля, то есть в два раза дороже.

На стороне "Почты России"

По мнению генерального директора ЗАО "Аргументы и факты – Петербург" Светланы Малаховой, если цены на подписные СМИ будут выше, чем в розницу, смысл в институте подписки для читателей отпадает сам собой.

"Если цена, как заявляли раньше, поднимется на 25 %, наша газета будет стоить 30 рублей, а стоила 16. Это примерные цифры, но, все же, есть разница, верно? – отметила она. – Наше число подписчиков самое большое в Петербурге – их 30 тысяч. Но если газета по подписке будет стоить дороже, чем в розницу, то институт подписки будет убит. А ведь издательские дома объявляют социальные подписки для пенсионеров, другие льготные индексы. Это не всегда экономически выгодно, но, тем не менее, это часть издательской политики. Мы стараемся привлекать с помощью подписки и молодых читателей, и поддерживать лояльных читателей-пенсионеров, которые не могут позволить себе потратить лишний рубль. А альтернативных коммерческих агентств вообще нет в городе. У нас есть "Пресс-информ", который, в основном, подписывает только юридические лица. "Почта" является монополистом в этой сфере".

В отделе распространения "Новой газеты в Санкт-Петербурге" Лениздат.Ру сообщили: услуги "Почты России" у подписчиков более востребованы, чем услуги агентств. Большинство подписчиков составляют, в основном, пожилые люди: необходимо, чтобы газету доставляли прямо до почтового ящика и по приемлемой цене, поэтому услуги "Почты России" предпочтительней.

Например, в феврале 2014 года более половины тиража "Новой газеты в Санкт-Петербурге" (3 824 из 6 400 экземпляров) было распространено именно через "Почту России". При этом на агентство "Пресс-информ" пришлось 840 экземпляров, а на "Урал-Пресс" – 352.

Как отметил генеральный директор ИД "Вечерний Петербург" Михаил Шкода, несмотря на то, что альтернатива в виде коммерческих подписных агентств существует, "Почту России" печатным СМИ частные компании заменить не могут.

"Такой структуры, которая может работать именно по почтовым ящикам для обслуживания частных лиц, кроме "Почты России", – нет, – подчеркнул он. – В каком размере будут выражаться потери, пока сложно сказать, потому что еще не поступил расчет от почты. Без этого мы не сможем понять, насколько увеличилась стоимость подписки. На данный момент наш объем подписки составляет 20-25% от общего тиража. Но однозначно будет какое-то падение, часть подписчиков мы потеряем. Дальше – посмотрим, возможно, будем искать какие-то альтернативные пути. Сейчас мы как раз прорабатываем вариант электронной подписки".

Своя доставка

Впрочем, не все видят в отказе субсидий почте катастрофу для печатных СМИ. В частности, компания ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" распространяет газету "Деловой Петербург" через собственную службу доставки. Подписки составляют внушительную часть тиража газеты "Деловой Петербург" (приблизительно 70 %), но из них только 4% распространяет "Почта России".

Главный редактор ДП Максим Васюков надеется, что установление рыночных тарифов пойдет "Почте России" на пользу: "Мне кажется, отмена дотаций – это шаг к превращению "Почты России"в нормальную прибыльную компанию, которая бы не зависела от дотаций государства. Но начали этот процесс не с той стороны, потому что известно, что развитые европейские страны выделяют на такие субсидии гораздо больше средств из бюджета. У нас сумма субсидий была меньше всего, а теперь мы и вовсе их отменили. Обидно, что наше государство предпочитает тратить деньги на не самые удачные проекты в сфере культуры и СМИ. В Петербурге тратятся сотни миллионов рублей на эти цели. Лучше бы эти деньги уходили на распространение интересных читателям газет".

По мнению коммерческого директора "МК в Петербурге" и "Города 812" Максима Кузахметова, система субсидирования "Почты России" неэффективна. "Процент подписки у нас, к сожалению, невелик, поэтому на нас это в перспективе, скорее всего, не скажется, – отметил он. – Но лично я думаю, что неправильно дотировать "Почту России" – это неповоротливая, затратная и ненадежная структура. Это совершенно неэффективно перекладывать деньги из одного государственного кармана в другой. С другой стороны, есть частные агентства, которые выполняют те же услуги дешевле и быстрее, чем "Почта России". У нас хватает альтернатив. Но вот сама конъюнктура…Частные подписные агентства уходят с рынка, потому что подписчиков мало, а содержать курьеров дорого. Поэтому тут говорить о том, что газеты еще больше пострадают, это немного искусственно. В данном случае, я не вижу какого-то заговора против свободной прессы. Потому что страдать будет и, например, "Российская газета" – её ведь тоже массово рассылают".

Софья Сидорова

Источник: Lenizdat.ru