Подписная кампания на второе полугодие, стартовавшая первого апреля, в День смеха, станет для газет и журналов самой печальной за последние годы. «Почта России» объявила о рекордном увеличении тарифов за услуги по доставке. Свое решение почтовики объяснили прекращением господдержки — их лишили субсидии в размере трех миллиардов рублей.
Поэтому свои финансовые проблемы «Почта России» будет решать за счет газет и их читателей — согласно новым тарифам подписка на «Амурскую правду» и тысячи федеральных, областных и районных газет вырастет на 25 процентов.
Сегодня руководители ведущих федеральных СМИ, профессиональные организации журналистов пытаются достучаться до Правительства России и президента. Все едины в одном — «Почта России» должна стать бездотационной и приносить прибыль. Но делать это надо планомерно и не за счет населения и СМИ, тиражи которых после таких действий могут рухнуть.
Ситуация с подпиской — важная проблема большой государственной политики, — уверен председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. — Много говорят о бездуховности, безнравственности, о падении интереса к чтению и одновременно лишают население поддержки в подписке на газеты и журналы, которые как раз и призваны повышать духовность и культуру. Надо достучаться до премьера, до президента и убедить их в том, что, несмотря на все сложности в экономике, надо помнить, что подписка — это элемент информационной безопасности России. Даже в годы Великой Отечественной войны подписка сохранялась! Сейчас, когда Запад усиливает информационную войну, надо укреплять наши информационные тылы. А у нас идет их разрушение! —
По мнению экспертов, повышение в первую очередь ударит по подписчикам в небольших городах и районах. Ведь именно они остаются самой читающей аудиторией. И именно они, к сожалению, не могут похвастаться высокими доходами. Невероятно, но факт — не зарабатывают на подписке и сами газеты. Сегодня 80 процентов средств от подписки на «Амурскую правду» забирает именно почта — во столько оцениваются ее услуги по доставке газеты до почтовых ящиков. 20 процентов идет редакции за создание газеты.
Мы понимаем, что для многих наших читателей, особенно в селах, подписка —достаточно серьезная статья расходов. Поэтому последние годы всеми силами сдерживали цену и ни на рубль не поднимали редакционную стоимость, — говорит генеральный директор ООО «Издательский дом "Амурская правда"» Александр Щербинин. — При этом расходы на печать, бумагу, налоги постоянно растут. Однако на второе полугодие 2014 года почта подняла тарифы в одностороннем порядке — мы не можем повлиять на это решение. Но я обещаю нашим подписчикам, что на первое полугодие 2015 года мы постараемся снизить редакционную составляющую в тарифе на подписку. —
При столь серьезном повышении цены у амурчан есть альтернатива: выписывать газету не на полгода, а на месяц. В этом случае цена на «толстушку» с самыми интересными новостями и эксклюзивными материалами обойдется в 90 рублей, на комплект (включающий «толстушку» и ежедневку) — в 206.
Те, кому подписка действительно слишком дорога, могут покупать издание в розницу.
Купить нашу газету можно во всех крупных супермаркетах Благовещенска, — отмечает заместитель гендиректора издательского дома Анна Репина. — И количество мест, где можно купить нашу газету, будет только увеличиваться. —
Редакция активно развивает и корпоративную подписку — своими силами, минуя почту, доставляет свежую газету на предприятия и организации города. Это надежнее и гораздо дешевле.
Однако для читателей области «Почта России» пока остается единственной альтернативой.
Обидно одно, что так кардинально поднимая цены на доставку, почта по прежнему не обещает главного — качества своих услуг, — констатирует главный редактор АП Елена Павлова. — Читатели звонят каждый день: газету не принесли, потеряли, в отделении нахамили. Причем случаи вопиющие! Например, нашим подписчикам в Гонже газету не носили два месяца — забывали. В Тынде люди не получали издание, так как разносить его было просто некому — как выяснилось, в отделении уволились все почтальоны. Когда люди звонили с вопросами, им говорили: «Приходите сами и забирайте!» А одному читателю, который подписался на комплект и должен был получать газету ежедневно, на одном из принесенных экземпляров просто написали: «Мы будем носить вам газету 2 раза в неделю». Люди звонят нам, мы разбираемся и принимаем меры, хотя подписчики платят за доставку именно почте. И причем немалые деньги. Но у этого предприятия, видимо, другие приоритеты. —
МНЕНИЯ
Елена Короткова, главный редактор газеты «Зейские огни», город Свободный и Свободненский район.
Я понимаю, что у почтовиков долгое время были заморожены тарифы и что им нужно развиваться, тем более что дотации отменили. С точки зрения почтовиков, повышение тарифов — правильный шаг. Но для нас подписка становится невыгодной. Мы в течение нескольких лет не поднимаем свои расценки. И сейчас тоже не подняли. На месяц каталожная цена нашей газеты 40 рублей, а подписная цена теперь составит 99 рублей, то есть 59 рублей забирает почта. Конечно, в данной ситуации нам выгоднее развивать розничную продажу. Из нашего тиража в 16 тысяч экземпляров 10 тысяч мы распространяем сами — в розничной продаже, по торговым точкам и так далее. А подписка — это как благотворительность, мы поощряем этим наших верных подписчиков. —
И второй вариант — газеты должны больше внимания уделять своим сайтам. Хотя для нашего маленького города это далекая перспектива. Подписную кампанию проводить, мы конечно же, будем. Но при этом мы понимаем, что результат от подписки будет обратный — чем больше подписчиков, тем больше мы теряем денег. Мы будем работать больше на почту, чем на себя. И вот еще какой момент: почта проинформировала, что повышение составит 25 %, но при этом для городских и районных газет предусмотрена скидка в 25 %. Мы наивно предполагали, что в итоге для нас ничего не изменится. Но оказалось иначе, хотя я так и не поняла, каким образом были сделаны расчеты. Скидки в 25 % я не увидела. У нас подписка на полугодие повысилась на 125 рублей, для подписчиков это ощутимо.
Галина Налобина, главный редактор газеты «Заря Амура», Константиновский район:
От услуг почты отказаться не получится, все равно придется работать с почтовиками. Хотя проблем в этом сотрудничестве много. Например, только за экспедирование отпечатанного тиража в тысячу с лишним экземпляров из Благовещенска в Константиновку нам выставляли счет на 7—8 тысяч рублей в месяц. В итоге мы сами стали забирать газеты из типографии и привозить их почтовикам, чтобы они только доставили газету по селам района. Мы пытаемся организовать свою сеть распространения по магазинам, и люди охотно покупают газету в торговых точках. —
К сожалению, подписка не гарантирует стопроцентной доставки: то из ящика газету украдут, то из за кадровых проблем на почте до подписчиков газету элементарно не доносят. Нам жаловались подписчики, что почтальоны просят их самих приходить на почту забирать прессу. Ой, да чего только не было — и в Свободненский район наш тираж по ошибке отправляли, и в Михайловский, и нам потом приходилось ездить разбираться. Но несмотря на все проблемы, нам все равно приходится сотрудничать с почтой. Может быть, другие редакции уже пришли к организации собственной системы доставки. Но нам это не под силу.
Валерия Смирнова
Источник: Амурская правда