Монополиста «подвинули»

Отмена субсидий «Почте России» может трансформировать рынок печатных СМИПострадают, прежде всего, издания, ориентированные на массового читателя и выходящие в ежедневном режиме.

Грядет массовый «исход» 
12 марта 2014 года Государственной думой в первом чтении принят законопроект «О почтовой связи». Согласно ему, Правительство РФ прекращает государственные субсидии для «Почты России» (далее «ПР») на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов. До этого момента «ПР», которая фактически является монополистом на рынке доставки прессы для граждан – индивидуальных подписчиков, получала из федерального бюджета субсидии на убыточное для нее направление. В бюджете на 2015 год субсидий для «Почты России» на покрытие убытков не значится. В 2013 году размер субсидий составил 3,2 млрд рублей. Тарифы «ПР» с 2008 года почти не менялись.
Отмена субсидирования может привести к кардинальным переменам на региональном рынке печатных СМИ. Первые результаты этого решения уже появились: стоимость газет, журналов и других печатных изданий с 1 апреля 2014 года по подписке стала в среднем выше в 2-3 раза, чем в рознице.
Очевидно, повлияет новая практика ценообразования и на сами издания. Участники рынка отмечают: из-за повышения стоимости подписки может снизиться количество подписчиков, а за этим последует уменьшение тиража и понижение рентабельности бизнеса. А это уже потянет за собой воздействие на политику рекламодателей. По мнению экспертов, все эти процессы могут привести к массовому уходу с рынка ряда местных печатных изданий. Следующим звеном в цепи событий станет влияние на бизнес смежных предприятий, в частности типографий, а рынок труда пополнится новыми безработными. Согласно данным Союза журналистов Самарской области, на сегодняшний день в регионе издается около 80 изданий с различными тиражами и периодичностью.

Доставка – из кошелька читателя 
Подписная стоимость складывается из двух частей: редакционной цены и тарифа «Почты России» на доставку клиенту. Если ранее государство фактически оплачивало стоимость доставки изданий до подписчиков, то в следующем полугодии оплата полностью ложится на кошелек читателя.
Вопреки очевидному росту цен на подписку на II полугодие 2014 года, «Почта России» пока не склонна драматизировать ситуацию. На своем официальном сайте «ПР» заверила всех: «Несмотря на ожидания рынка, предприятию удалось избежать многократного увеличения конечной цены»; «Почта России» рассчитывает, что предпринятые меры позволят в рамках кампании на второе полугодие 2014 года сохранить подписные тиражи изданий». Предпринятыми мерами, на которые ссылается «Почта России», является система скидок, действующая для изданий с определенным уровнем тиража. Самарские СМИ под эту систему не подпадают.

«Гороскопы и предсказания» бьют рекорды
По мнению экспертов, отмена субсидирования «Почты России» ударит, прежде всего, по изданиям, ориентированным на массового читателя и выходящим в ежедневном режиме. Рост тарифов на доставку их читателям окажется наиболее чувствительным.
«Рост цен на подписку в несколько раз приведет не просто к падению общего объема тиражей, а к серьезным деформациям структуры рынка бумажной прессы. Кому проще всего в новых условиях? Это три категории изданий. Самые низкопробные развлекательные издания. Абсолютный лидер подписки на I полугодие 2014 года – журнал «Гороскопы и предсказания». Прирост тиража – в 30 раз! Второе - бесплатные рекламные издания. Третье - государственная и муниципальная пресса. Есть сомнения, что это информационное меню способно удовлетворить потребности россиян. Сегодня подписка составляет 36% тиражей газет и журналов, в том числе все научные, научно-популярные, образовательные, литературно-художественные и качественные издания. Это те, кто поставлен на грань выживания», - говорит генеральный директор Национальной тиражной службы Игорь Яковенко.
Представители ежедневных социальных газет признают, что ситуация для них критична. «Подписка населения на большую часть прессы осуществляется через «Почту России». И получается, что наш центральный партнер единовременно поднял цены на 66%. Это именно та цифра, на которую увеличилась стоимость подписки на газету «Город Н-ск. 2000». Было 174 рубля – стало 260-270. «Почта России» заявляет большие скидки на подписку до востребования – 30-40%. То есть газеты необходимо лично забирать в отделении почты. Но разве пенсионеры и инвалиды, для которых пресса ранее доставлялась на дом, могут себе позволить регулярно ходить в отделения за газетами? В большинстве своем нет. Старшее поколение в такой ситуации мы просто теряем, а это около 50% подписчиков», - сообщила специалист по маркетингу газеты «Город Н-ск. 2000» Вера Титанова.

Власти рассудят?
Самарская областная организация Союза журналистов России планирует направить обращение к губернатору Самарской области Николаю Меркушкину и депутату Государственной думы Александру Хинштейну с просьбой посодействовать в решении проблем региональных печатных СМИ, вызванных ростом тарифов на подписку со стороны «Почты России». «Решаться этот вопрос должен на федеральном уровне. Поэтому нами было принято решение подготовить подобные обращения. Ситуация с «Почтой России» коснулась всех регионов страны, и я как секретарь Союза журналистов России знаю, что во многих отделениях готовятся к таким шагам. Эта тема активно обсуждается и в Союзе журналистов в Москве. Глава Совета по правам человека при Президенте РФ, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов рассчитывает уже в мае передать Президенту РФ доклад о проблемах российских СМИ, где будут рекомендации по принятию экстренных мер к изменению системы формирования подписных тарифов на газеты и журналы. В частности, предлагается разработать меры по стимулированию и поддержке подписки в условиях сокращения госсубсидий, а также обеспечить льготы на подписку для молодежи и социально незащищенных слоев населения. Я надеюсь, что совместными усилиями органов государственной власти и представителей СМИ нам удастся прийти к компромиссу», - заявила секретарь Союза журналистов России, председатель Самарской областной организации Союза журналистов России Ирина Цветкова.

Конкуренты – в предвкушении 
Изменениями тарифной политики «Почтой России» намереваются воспользоваться ее конкуренты на рынке доставки печатных СМИ. Помимо «Почты России» в этом сегменте доставки работают еще три крупных подписных агентства: ОАО «Печать», ЗАО «Роспечать», ООО «Урал Пресс-Поволжье».
«На рынке подписки для физических лиц доля ФГУП «Почта России» – 95%, но на рынке ведомственной подписки – меньше 50%. Это значит, что более половины объема рынка обслуживают альтернативные подписные агентства», - говорит генеральный директор СОАО «Роспечать» Игорь Матвиенко. «Самарское ОАО «Роспечать» уже не первый год оказывает населению услуги по подписке. Мы осуществляем подписку как для организаций, так и для частных лиц. Наши цены на подписные издания поднимались только с учетом экономических показателей, уровня инфляции. В связи с этим мы ожидаем перехода подписчиков ФГУП «Почты России», в основном пенсионеров и граждан льготных категорий, в число наших подписчиков, а также перетекания части подписного тиража в розницу», - считает Игорь Матвиенко. Генеральный директор ЗАО «Печать» Алексей Цикулаев пояснил, что «об отмене субсидирования разговоры велись давно. Для нас повышение цен на подписку у «Почты России» - момент положительный. Наши цены теперь существенно отличаются, и в связи с этим мы ждем притока новых клиентов – индивидуальных подписчиков. В этом году возобновляем услугу подписки через киоски». Ряд подписных агентств заявляют, что «Почта России» для них уже не является конкурентом. «Мы давно работаем на рынке и успешно конкурируем с «Почтой России» в сервисе и качестве. Ключевое в подписке именно качество - никому не нужна вчерашняя газета. Хотя по ценам мы не сильно отличаемся. Если «Почте» удастся наладить качество и дать такой сервис, то мы готовы к конкуренции», - заявила директор ООО «Урал-Пресс Поволжье», г. Самара, Татьяна Карауловская.

Мнения
ИРИНА ЦВЕТКОВА, секретарь Союза журналистов России, председатель Самарской областной организации Союза журналистов России: 
- Правление Самарской областной организации Союза журналистов России крайне обеспокоено отменой субсидий и увеличением тарифов на услуги «Почты России». Сложившаяся ситуация может резко сузить информационное поле, отрицательно сказаться на доступе населения к информации и еще более усугубить тяжелое экономическое положение муниципальных газет. Мы проводили рабочие встречи с советом Ассоциации районных и городских газет, одна из которых прошла совместно с директором УФПС Самарской области — филиала ФГУП «Почта России» Артуром Игрушкиным. Самарский филиал «Почты России» также тревожит эта ситуация. С одной стороны, они не могут не повысить тарифы, с другой - понимают, что такие вынужденные меры негативно отразятся как на прессе, так и на жителях нашего региона.

ИГОРЬ ЯКОВЕНКО, генеральный директор Национальной тиражной службы: 
- Нынешний кризис печатных СМИ имеет два источника: объективный и субъективный. Объективный связан с наступлением Интернета и цифры. Это глобальный процесс, который во всем мире приводит к тому, что аудитория и вслед за ней рекламные бюджеты перетекают из прессы в Интернет. Это не приведет к гибели бумажной прессы, но заставляет ее меняться, делать упор на аналитику, качество, материалы для медленного чтения. Субъективный источник - это непродуманные решения чиновников. Еще до вступления в действие отмены почтовых субсидий ситуация на рынке была критической. За три года - с января 2011-го по январь 2014-го - цены на прессу выросли на 32%, в то время как средний рост цен на потребительские товары составил 19%, то есть рост цен на прессу почти в 2 раза обгоняет рост цен на другие товары.

ТАТЬЯНА КАРАУЛОВСКАЯ, директор ООО «Урал-Пресс Поволжье», г. Самара:
- Сегодня «Почта» несет убытки от подписки в размере 6 млрд рублей в год, из них 3 млрд покрывалось субсидиями. Остальные компенсировались иной нерегулируемой деятельностью «Почты». Субсидии же, не покрывая полностью убытки, сдерживали возможности модернизации «Почты». Мы предложили компромиссный вариант - разделение подписных тарифов (именно тарифов, а не цен на издания) для юридических и физических лиц. Таким образом, можно было при сохранении субсидий сохранить тариф для физических лиц, но сильно его поднять для юридических. Что давало бы «Почте» возможность для инвестиций и развития. Наше предложение не было услышано.  

Источник: samarskieizvestia.ru