Недавно нам в редакцию пришло письмо от ООО «МАРПИ». Распространители газет, журналов и сопутствующих товаров в панике: их выселяют с привычных мест торговли, причем с самых прибыльных. Городские власти отказываются продлевать договор аренды земли, на которой установлены торгово-остановочные комплексы.
- Разработан план по замене этих павильонов с 2014 по 2016 год. К столетию города они должны быть демонтированы и заменены обычными остановками, в которых не будет осуществляться торговая деятельность, - пояснили в администрации Мурманска. - Новые точки продаж и возможность арендовать землю под них предпринимателям нужно согласовывать с комитетом градостроительства. Все это проводится в рамках муниципальной программы «Мурманск - город чистоты».
Пока речь идет о закрытии шести павильонов на остановках вдоль проспекта Ленина. В дальнейшем та же участь ждет и торгово-остановочные комплексы на Кольском, на Героев-североморцев. А ликвидация торговых точек - это не только падение продаж, потеря прибыли, но и лишение рабочих мест. В «МАРПИ» утверждают, что на открытие только одного нового киоска необходимо около миллиона рублей. И проблема даже не в том, чтобы найти деньги, большой вопрос - окупятся ли вложения на новой территории?
- Те же городские власти обязали нас в свое время заменить отдельно стоящий киоск на торгово-остановочный комплекс, и мы выполнили это требование. А теперь нам нужно сделать все наоборот, - говорит директор ООО «МАРПИ» Наталья Максина. - Мы прекрасно понимаем, что современный человек приобретает газету или журнал по пути или поддавшись импульсу: увидел интересную фотографию или интригующий заголовок - и купил. А остановки общественного транспорта - это самые проходимые места, приносящие основную часть дохода. И люди специально не пройдут даже лишние 50 метров куда-то во двор к киоску, если не найдут то, что искали, на привычном месте. Кому-то просто лень, а у кого-то нет на это времени. Мы объясняли это администрации, но решение властей остается неизменным.
Можно по-разному относиться к деятельности «МАРПИ». Не секрет, что некоторые издания прекратили сотрудничество с сетью из-за баснословных наценок на газеты и журналы. Напомним, в январе 2009 года печатная продукция в ее киосках подорожала сразу в 2-2,5 раза. В «МАРПИ» причиной взлета цен называли увеличившиеся налоги. И лишь спустя полтора года из-за резкого падения продаж - почти на 40 процентов - ценник стал чуть ниже. Правда, и после этого накрутка на ряд изданий осталась приличной. Например, отпускная цена «Мурманского вестника» 5,06 рубля, а субботнего номера - 8,25. Но на прилавках «МАРПИ» наша газета дорожает на 120 процентов. Тем не менее в Мурманске и в области у этого распространителя практически нет конкурентов. К тому же есть журналы, которые можно приобрести только в этой сети, поэтому из-за исчезновения привычных мест торговли прессой пострадают прежде всего читатели.
Глядишь, у нас перед такой проверкой газетные ларьки перестали бы торговать жевательным мармеладом и зубной пастой, лишь бы остаться на прибыльном месте
В городской администрации пояснили, что основные причины решения о ликвидации ТОКов - необходимость противодействовать терроризму и улучшить эстетический вид города к его юбилею. К слову, в этих ТОКах торговлю ведет не только «МАРПИ», но и компании, предоставляющие моментальные кредиты, в некоторых павильонах продаются овощи-фрукты, одежда, игрушки или цветы. Договор аренды больше не собираются продлевать ни с кем.
Видно, стремимся многое делать по шаблонам мегаполисов. В крупных российских городах аналогичная ситуация возникла еще несколько лет назад. Причем и там разговоров об адекватности такой меры борьбы за мир и красоту хватало. В Петербурге и Москве дело касалось не только остановок, но и простых киосков, находящихся вблизи станций метрополитена. Правда, есть одна оговорка. В той же Москве при огромном количестве снесенных ларьков и запрете торговли на остановках продавать возле метро разрешают цветы, мороженое и прессу. Во всех решениях о ликвидации киосков подчеркивается, что запрет на размещение палаток не должен затрагивать точки розничной продажи печатных периодических изданий. Они должны остаться на привычных для москвичей местах.
Председатель Мурманской областной организации Союза журналистов России Николай Бакшевников, который ранее неоднократно выступал против ценовой политики «МАРПИ», в данном случае выразил свое недоумение, узнав о грядущих переменах.
- Прежде чем принимать такие решения, необходимо их обосновать, узнать отношение горожан к этому. Многие сегодня покупают прессу на ходу, а специально за газетой, как бы это ни было грустно, мало кто пойдет, - считает Николай Александрович. - В данной ситуации я на стороне читателя, которому не предлагают никакой альтернативы.
Конечно, можно поспорить с тем, что наши газетные киоски существуют за счет реализации печатной продукции, потому как не менее половины всего ассортимента «МАРПИ» - сопутствующие товары, имеющие мало общего с прессой. Может, поэтому в администрации не видят разницы между данной сетью и другими торговцами в ТОКах. Но и тут есть выход: пару лет назад в Петербурге провели проверку газетных киосков, и если по ее итогам выяснялось, что ларек распространяет товары, не относящиеся к печатной продукции, то договор аренды с его владельцем на данную точку не продлевался. Таким образом, едва ли не единственными местами продажи прессы стали киоски «Первая полоса» в вестибюлях станций метро, продающие именно печатную периодику. Глядишь, у нас перед такой проверкой газетные ларьки перестали бы торговать жевательным мармеладом и зубной пастой, лишь бы остаться на прибыльном месте.
Анна ВИХРОВА
Источник: Мурманский вестник