А что остается в части подписки на периодическую печать, если Почта России оповестила: «В этом году, впервые за последние пять лет подписная кампания проходит без государственных субсидий, тарифы на доставку подписных изданий были пересмотрены».
Возврата нет
Как в стране пересматривают тарифы, мы знаем: это движение в одну сторону. Мы, профессионалы масс-медиа, тревогу почувствовали еще в феврале, когда досрочная подписка на второе полугодие по ценам первого не открылась. И долго еще не было ясности, откроется ли подписка вообще. Слухи ходили, что почтовый тариф на доставку газет будет поднят вдвое против прежнего. Говорили и о том, что Правительство РФ пожалеет прессу и народ — вернет крайне необходимую льготу.
Не подтвердилось ни то, ни другое. 1 апреля Почта дала отмашку, извинившись, что «предпринимает все меры, чтобы избежать значительного сокращения подписных тиражей».
Первая из этих мер, надо полагать, была выросшая на более чем на 60% стоимость доставки подписных изданий. В частности, по газете «Новгородские ведомости» это составило (на второе полугодие к первому) соответственно 362,04 рубля против 223,62. То есть чуть меньше 140 рублей за выпуск «НВ» с телепрограммой, который вы сейчас держите в руках. Вместе с нашей составляющей цены, в которую входит плата за каталог, за доставку от типографии до почтамта и т.д., подписной тариф вышел на 544,8 рубля (в текущем полугодии он был 405,12 рубля).
Вредные стимуляторы
Было от чего приуныть. И мы приуныли, еженедельно узнавая, что подписчик в основном обходит почту стороной. К концу апреля число подписавшихся на «НВ» граждан с трудом превысило 200.
Но ведь почта «предпринимает все меры»? Да! 14 апреля мы получили из УФПС Новгородской области — филиала ФГУП «Почта России» обнадеживающее письмо. Оно начиналось словами: «15 мая стартует стимулирующая акция по подписке. В течение двух недель клиентам Почты России предоставляется возможность оформить подписку на второе полугодие 2014 года на издания, участвующие в акции, по сниженным ценам».
Еще оптимистичнее был такой абзац: «Сниженные цены на издания, участвующие в стимулирующей акции по подписке, будут действовать с 15 по 30 мая — 15 дней вместо традиционных десяти. В этот период Почта России активизирует рекламную кампанию подписки на второе полугодие 2014 года в почтовых отделениях. Совместно с издателями почтовики проведут в регионах ряд дополнительных мероприятий — дни подписчика, встречи с читателями, организация дополнительных пунктов по приему подписки».
Увы, время показало, что почти всё написанное было враньем.
Странности коммерции
Во-первых, никакого отношения к «стимулирующей акции» Почта России не имела. Стоимость доставки она не снизила ни на грош. Видимо, потому что, как сказал в эфире «НОТ» начальник Новгородского УФПС Александр КУЗИН, «Почта России — коммерческая структура». Даже если он и подразумевал, что в редакциях газет тоже есть бухгалтерии и там считают деньги, всё равно нам было милостиво дозволено свою часть тарифа скорректировать в сторону понижения.
Во-вторых, никакой активизации подписной кампании не было. По крайней мере, нам неизвестно, каковы симптомы «активизации». Всё шло своим рутинным чередом. День подписчика был, правда, объявлен 15 апреля — в день старта акции. Мы попытались к нему присоединиться: подписались восемь человек. Встречи с читателями, дополнительные пункты подписки — это из разряда корпоративных мифов.
Впрочем, по своим каналам нам удалось узнать, что руководство УФПС все-таки инициативу проявило, увеличив план по подписке почтальонам. Тем самым, которые, опять же по словам Кузина, получают в среднем 9 000 рублей в месяц, но работают, как правило, на полставки. Вообще-то в менеджменте — это новация: увеличить стоимость товара на 60% и обязать работников продавать его больше, чем прежде. Но чему тут удивляться, коль почта — коммерческая структура.
Будут вручаться
Чем дольше мы изучали логику действий наших партнеров из Почты России, тем сильнее становилось подозрение, что над нами элементарно издеваются. В уже цитированном письме из УФПС есть такой пассаж: «В рамках акции подписчикам изданий, цена которых выросла более чем на 200 рублей, в отделениях почтовой связи будут вручаться подарки». Но, простите великодушно, кому же в Новгородской области вы, партнеры, можете так вздуть цену? Нам найти несчастных не удалось. А если б и нашли, уверен, нам показали бы подарок — венок от «группы бывших товарищей».
Однако и это еще не всё! Поднять цену на 200 с хвостиком рублей в пересчете на тарифы «НВ» значило бы поднять ее на 90%, в пересчете на районные газеты — далеко за 100%. Вместе с тем «в начале марта на встрече издательского сообщества с министром связи и массовых коммуникаций РФ Н.А. Никифоровым было заявлено, что увеличение почтовых тарифов на подписку приведет к росту подписной цены не более 25% в среднем по всем изданиям». Так писал руководитель отдела по работе с обращениями департамента по работе с потребителями Почты России С.В. Морозов.
Обманул г-н Морозов. Или г-на обманули. Тем более что в том же письме (№ 1281-03/8959 от 19.05.2014) он указывает, что на 25% рекомендовано поднять цены только в 3—5 тарифных зонах (Сибирь и Дальний Восток). В 1—2 зонах (Новгородская область — во второй) — на усмотрение УФПС, то есть — более 25%. Но как же «средняя температура по больнице» может быть не выше 25, если везде она равна или выше?
Однако и это еще не конец!
Не наше время
Газетная Россия встала на дыбы, не желая идти на дыбу. Шум дошел до вице-премьера Ольги Голодец, к которой с соответствующим запросом обратился депутат Государственной Думы РФ Николай Коломейцев. Информацию для вице-премьера готовил заместитель министра связи А. Волин, который на голубом глазу подтвердил 25-процентный (в среднем) рост подписной цены на все издания. Это тем более цинично, ибо в основу депутатского запроса легла жалоба главного редактора ростовской газеты «Наше время»: подписка на эту газету подорожала на 169%, а стоимость доставки — на 196% (с 373,2 до 731,34 рубля).
Уточню, «Наше время» выходит четыре раза в неделю. Если разложить (не линейно) их четыре номера на один наш, получатся те же 60—70% роста. Для проверки: комплект «Новгородских ведомостей» (среда + пятница) подорожал по подписке на 200 рублей. Причем из этой прибавки 198 рублей приходится на удорожание доставки.
Вместо эпилога
Понимаю, читатель, ты устал от цифр. Я — тоже. Последнее сообщение — вполне гуманитарное.
В поселке Пролетарий Новгородского района в ударный период «подписки по льготным ценам и с подарками» (15—30 мая) граждан подписывали по цене, действовавшей до 15 мая. Почему местные «голуби почтовые» игнорировали установленную нашей редакцией скидку, сейчас разбираются в УФПС…
Владимир БОГДАНОВ
Источник: Новгородские Ведомости