Много лет в Перми пытаются решить проблему нестационарных торговых точек, которые, что скрывать, просто уродуют городские улицы. Разномастные сооружения, нередко ветхие или кое-как залатанные, мало соотносятся с современными представлениями о городской эстетике и удобстве покупателей.
Интересно, что в ходе этой многолетней борьбы даже сформировалось новое значение аббревиатуры «НТО». И то, что раньше означало «научно-техническое общество», теперь является «нестационарным торговым объектом». Вот он, оскал капитализма…
Городская Дума не первый год пытается привести киоски и павильоны к некому единообразию. Но все оказалось не так просто. Первой за предпринимателей вступилась прокуратура, посчитав, что город нарушает их права. Для малого и среднего бизнеса замена старых объектов торговли на типовые означает дополнительные расходы, не предусмотренные их договорами аренды городских участков. Затем тему поддержали антимонопольщики.
Тем не менее, власти остались при своем мнении и продолжали работу по улучшению городской среды. Первоначально все вопросы размещения киосков и павильонов на территории Перми планировалось решить еще в 2011 году. Однако к подготовленной схеме размещения нестационарных торговых точек возникло много вопросов. В частности, множество возражений высказали предприниматели. Последовал целый цикл переговоров, круглых столов и встреч с объединениями предпринимателей. С большим опозданием, но схема все же была принята.
Далее в начале 2013 года в Перми были утверждены типовые проекты временных сооружений и требования к временным конструкциям и передвижным сооружениям. В рамках утвержденной типологии для города были разработаны четыре проекта типовых киосков и павильонов: киоск по продаже воды, павильоны площадью 8 квадратных метров, 30 и 50 квадратных метров. Последние, к слову, необходимо было оснащать даже общественными туалетами.
Тогда же возникла идея о том, что новые объекты нестационарной торговли должны отличаться цветовой гаммой, в зависимости от расположения. Так, в Дзержинском районе киоски и павильоны предполагалось красить в фиолетовый цвет, в Индустриальном – в зеленый, в Свердловском районе – в синий. И так далее.
Все это касалось вновь устанавливаемых сооружений и случаев, когда договоры на киоски и павильоны истекли. Но обойти эти «цветные» нормативы удалось самым неожиданным образом. Сами же чиновники и помогли.
В прошлом году мэрия вдруг перестала выделять участки под розничную торговлю. А вместо этого стала предоставлять их под некие «консультационные услуги». В начале текущего года гордума призвала чиновников к ответу за эту деятельность, указав: никаких консультаций на вновь выделенных участках никто не дает. Там вовсю идет торговля или висят объявления о сдаче точек в субаренду. Оценка происходящему была дана крайне неприятная: это бизнес, причем где-то рядом с администрацией.
Тогда мэрии дали два месяца на ликвидацию «консультационных пунктов», в том числе возле ДК Гознака, ДЖК и других знаковых городских объектов. И поручили откорректировать местную нормативную базу с тем, чтобы не только исключить подобные фокусы, но и обеспечить досудебный снос точек, где владельцы занимаются деятельностью, не предусмотренной договором.
Часть торговых точек в результате удалось снести – но вовсе не по признаку внешнего уродства, а исключительно по причине нарушения условий договора. А идея с типовыми киосками и фиолетовыми павильонами захлебнулась сама собой. Потому что Пермское Управление ФАС России все это время не дремало, а проходило инстанцию за инстанцией, доказывая: ни чиновники, ни депутаты не имеют права требовать от предпринимателя поставить вместо избушки на курьих ножках типовой павильон. И красота городских улиц в данном случае не является основанием для нарушения закона. И пусть разномастные торговые точки превращают любую городскую улицу в задворки – закон в данном случае на стороне малого бизнеса.
13 мая сего года Федеральный Арбитражный суд Уральского округа подтвердил правоту Пермского УФАС России в споре с Пермской городской Думой по делу о типовом облике нестационарных торговых объектов. Антимонопольный орган настаивал на том, что требование, согласно которому внешний вид всех НТО должен соответствовать типовым проектам, утвержденным органами местного самоуправления, является незаконным. Ранее по этому делу решения в пользу Пермского УФАС вынесли Арбитражный суд Пермского края и Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд.
Специалисты антимонопольной службы обнаружили признаки нарушения действующего законодательства в ряде пунктов Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы №27 от 1 марта 2011 года. В частности, были оспорены требования соответствия торговых точек типовым проектам. Ведь согласно Закону о торговле, хозяйствующие субъекты имеют право сами определять тип торгового объекта, используемого для своей деятельности.
– Наше предписание по этому делу еще не выполнено. В связи с этим мы будем вынуждены предпринять меры административного реагирования, – отметил по поводу победы ведомства и.о. руководителя Пермского УФАС России Антон Удальёв.
Однако до этого дело все-таки не дошло. На майском заседании гордума внесла изменения в Решение №27. При этом были упразднены типовые проекты павильонов и киосков, сама типология нестандартных торговых объектов, требования к временным конструкциям и передвижным сооружениям. И даже требования по соблюдению режима торговли в автомагазинах, палатках и лотках с 8 до 23 часов.
Получается, спустя 4 года город оказался там, откуда и начал борьбу за свой достойный внешний облик. И все это время чиновники разрабатывали бесконечные нормативные документы и проводили массу всякой другой работы, не основываясь на законе и потому заведомо впустую.
Определенные контрмеры власти, конечно, предпримут. Например, торги по павильонам и киоскам предлагается проводить в виде конкурсов, а в число конкурсных критериев ввести требования к внешнему виду НТО. Это, по крайней мере, не позволит владельцам торговых точек размещать их на городских улицах в поврежденном или ненадлежащем состоянии. Кроме того, предлагается ввести рекомендуемые решения по внешнему виду НТО, которые будут установлены администрацией города.
Возможно, эти меры и принесут какие-то результаты. Но этого еще придется подождать. Пока же предприниматели, по договору имеющие право торговать на муниципальных земельных участках, могут осуществлять свою законную деятельность хоть из собачьей будки. И никто ее не то что снести не имеет права – даже не может потребовать покрасить в цвет «фернамбук».
Ольга Борзун
Источник: МК в Перми