Петербургские СМИ об альтернативах «Почте»: это неокупаемое предприятие

Повышение тарифов «Почты России» губительно сказалось на региональной прессе. Более крупные издания, судя по всему, пережили второе полугодие с меньшими потерями. Лениздат.Ру выяснил, как отразилась отмена субсидирования на петербургских СМИ.

Про то, как повышение тарифов повлияло на жизнь региональной прессы - в материле «Субсидии или жизнь: как СМИ справляются с повышением тарифов «Почты России».

Отмена субсидий «Почте России» в размере 3 млрд рублей стала одной из главной проблем для печатных СМИ. Из-за отказа в дотациях «Почте России» пришлось повысить тарифы на доставку изданий, что существенно отразилось на цене подписки. Основной удар пришелся по региональным СМИ, которые не имеют большого тиража или оказались не в самой благоприятной тарифной зоне.

По словам, исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати Елены Шитиковой, центральная пресса получила своеобразную фору от «Почты России», поскольку тарифы для федеральных изданий действительно выросли лишь на 25-30%. Лениздат.Ру узнал у петербургских изданий, насколько критично для них оказалось повышение тарифов.

По словам начальника отдела по распространению редакции газеты «Невское время», Виктора Здановича, количество подписчиков издания сократилось на 15%: «Ранее полугодовая подписка комплекта до адресата стоила 1299 рублей 12 копеек. Сейчас такой комплект стоит 1828 рублей 64 копейки. Получается приблизительно 40%. Справедливости ради нужно сказать, что тот комплект газет, который подписчик мог забрать в почтовом отделении, стал даже дешевле. Если в прошлом году он обходился 1211 рублей 4 копеек, теперь 1063 рубля 50 копеек. То есть нельзя сказать, что «Почта России» вообще не думает о подписчике. Но если учитывать, что большинство подписантов предпочитает заказывать газету на дом, то разницу в тарифах мы ощутили: у нас минус 15% подписчиков. Это очень серьезно».

 

Директор по распространению газеты «Аргументы и факты Петербург» Александр Никитин подтверждает: «Цены на подписку до почтового ящика действительно поднялись. Но у нас рост цен получился даже меньше 23%. При этом тираж упал на 8%. Единственное, что сделала «Почта» – это значительно цену до объектов почтовых связей. Таким образом, они, видимо, хотели мотивировать читателей забирать газеты из почтовых отделений».

Зато газета «Комсомольская правда» действительно смогла справиться с увеличением тарифов и даже повысить свои подписные тиражи за счет досрочного оформления заявок читателей. Большинство из них, по сообщению питерской редакции, были оформлены еще в марте.

А вот у «МК в Петербурге» и журнала «Город 812» тиражи упали: на одну треть и в два раза соответственно. Как сообщил Лениздат.Ру коммерческий директор «МК в Петербурге» и «Города 812» Максим Кузахметов, цена для подписчиков в целом увеличилась на 20%: «Стоит отметить одно любопытное обстоятельство: такое положение активизировало альтернативных подписчиков. В частности, агентство «Экстра-балт» предлагают свои услуги на довольно выгодных условиях, они готовы работать для физических лиц».

Действительно, доставкой печатной прессы занимается не только «Почта России», но и альтернативные подписные агентства. Лидерами на петербургском рынке выступают компании ЗАО «Пресс-информ» и ООО «Урал-пресс». Однако «Урал-пресс» не работает с физическими лицами, как и большинство других подобных организаций: доставка прессы индивидуальным покупателям сулит убытки. А о доставке прессы с помощью таких организаций в дальние регионы не идет и речи: как правило, там альтернативных подписных агентств просто нет. В этом плане отделения «Почты России» более доступны.

 

Именно поэтому не все считают, что подписные агентства могут стать реальной заменой «Почте». «Проблема в том, что подписные агентства, а их количество колеблется в городе от двух до четырех, в основном оказывают услуги юридическим лицам. Те, кто когда-либо пытался заниматься оформлением подписки для физических лиц, прогорали довольно быстро, - объясняет Зданович, - Честно говоря, никакого выхода из сложившейся ситуации я не вижу. Я, например, не возьмусь организовывать службу доставки. Это неокупаемое предприятие. Тут «Почта» не лукавит, расходы высоки, и такое предприятие может выжить только при наличии большого количества подписчиков. А если учитывать то, что молодежь, как правило, берет информацию из других источников, то каждый год мы наблюдаем одну и ту же картину: по мере того, как старшее поколение уходит из жизни, количество подписчиков сокращается. Я очень пессимистично смотрю на развитие института подписки на ежедневные газеты в Санкт-Петербурге».

«Альтернативы всем известны: это подписка в редакции, подписка в киосках продаж, электронная подписка, в конце концов. Но все эти альтернативы работают, если есть серьезный, привлекательный для читателя контент. А он, как известно, дорого стоит. И редакциям нужна мало-мальская поддержка, чтобы встать на ноги, развернуться, привлечь профессиональных журналистов, редакторов и технических специалистов, печататься в хорошей типографии и на качественной бумаге. Нужны политические решения на государственном уровне по отношению к прессе… », - подытоживает Елена Шитикова.

Другой выход из ситуации предложила депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина на еще одном круглом столе по вопросам субсидий «Почте» в марте этого года. Тогда Шишкина предложила компенсировать расходы печатных СМИ за счет городского бюджета. В частности пересмотреть расходы комитета по печати, который регулярно выделяет субсидии смольнинскому «Петербургскому дневнику»: «Сумма, необходимая для поддержки «Почте России», не кажется мне катастрофической для городского бюджета или бюджета области. Город регулярно тратит многомиллионные суммы на увеличение тиража, и львиная доля этой суммы уходит на спонсирование газеты «Петербургский дневник». Мы на эти деньги можем спокойно прожить. Давайте серьезно разберемся в расходах комитета по печати». Но, похоже, что предложение Марины Шишкиной так и не было услышано. В этом году комитет по печати выделил «Петербургскому дневнику» целых четыре гранта на 2 987 840 рублей. Помимо этого, ПД выиграл конкурс на получение субсидий в размере 177, 5 млн рублей иполучил еще 93 млн на увеличение подписного тиража.

 

Несмотря на то, что ситуация с федеральными изданиями и печатными СМИ в больших городах, действительно, менее критична, чем с региональными, это не значит, что она не заслуживает внимания правительства. Кроме того, существует большая вероятность того, что «Почта России» превратится в акционерное общество, но что ждет институт подписки после приватизации почтовой компании, Минкомсвязи пока не сообщает.

Софья Сидорова