В течение ближайшего года все устаревшие газетные киоски будут заменены на павильоны нового образца — их будет более сотни. Проект потребует инвестиций в размере 100 млн. рублей, которые планируется окупить в течение двух лет. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что такой проект позволит несколько увеличить рентабельность сети, но отмечают, что окупиться он сможет нескоро.
100 миллионов на павильоны
Как стало известно «БИЗНЕС Online», ЗАО «Горпечать» намерено в течение календарного года (до конца мая 2015 года) провести масштабные изменения в своей работе. Так, все существующие ныне киоски, продающие печатную продукцию, будут заменены на павильоны нового формата. Проект потребует инвестиций в размере 100 млн. рублей, которые предприятие намерено привлечь в виде кредита.
«В течение года мы поменяем все свои киоски под европейский формат. Существующие киоски заменят павильоны европейского формата. Мы объездили ряд стран, в том числе, европейских, и хотим создать в Казани нечто похожее — украсить облик города, уйти от устаревшего формата», — рассказал «БИЗНЕС Online» Зуфар Хакимзянов — директор сети «Горпечать». По его словам, сегодня в городе у «Горпечати» — 70 работающих киосков, а всего договоров аренды земли — 112. Соответственно, по его словам, новых павильонов в столице РТ также будет 112.
Отметим, что такой шаг делается не от легкой жизни. Как сообщил Хакимзянов, в последние годы ситуация на рынке продажи печатной продукции стала очень тяжелой, и после лишения киосков «вмененки» и перехода на классическую систему уплаты налогов, с НДС и резким увеличением социальных налогов, приходится работать в минус.
В интервью нашему изданию руководитель «Горпечати» еще в конце 2012 года рассказывал, что ассортимент предприятия активно диверсифицируется. «Мы начали реализовывать сигареты, жвачки, которые обеспечили к нам ежедневный поток покупателей. В свое время не все это восприняли позитивно, кому-то казалось, что „Горпечать“ ушла от своего основного направления, что ей легче заниматься сигаретами. Но на самом деле это было сделано для того, чтобы мотивировать человека минимум один раз подойти к нашему киоску с утра», — рассказывал он. По словам Хакимзянова, на тот период в общем товарообороте 50% составляла печатная продукция, другие 50 — сопутствующие товары. Продавались косметические средства, а в круглосуточных киосках — даже хлеб. Тогда же в киосках появились кофе-машины.
«Мое личное мнение таково, что в Казани останутся только киоски, потому что только они способны диверсифицироваться в ассортименте и быть более гибкими во времени», — говорил он тогда. И, очевидно, такое время постепенно наступает.
Напомним, что попытка диверсифицировать ассортимент сети в 2013 году обернулась для «Горпечати» скандальной ситуацией. Инициативой предпринимателей предоставлять покупателям не только пищу для ума, но и продукты питания заинтересовался Роспотребнадзор. Его сотрудники даже опечатали киоск «Горпечать» на площади Свободы и изъяли всю пищевую продукцию. Суд тогда согласился с требованиями Роспотребназдора: в подобном киоске, где продаются, в том числе, и продукты питания, должна быть канализация, водоснабжение. Тем не менее, через некоторое время киоск снова заработал в прежнем режиме.
Фастфуд и газеты
«Павильоны будут размещаться на площади 10-12 квадратных метров (чуть больше, чем сейчас — ред.). У них будет отдельный вход. Кроме этого, за счет такого расширения, мы разбавим ассортимент продажей сигарет и фастфуда. Может быть, в дальнейшем в этих павильонах договоримся о размещении банкоматов, будем принимать платежи», — говорит Хакимзянов. Он добавляет, что на прошлой неделе начали работу киоски нового формата — к печатной продукции, канцтоварам, сувенирам добавлена продажа кофе. Такой павильон можно увидеть, например, напротив «Корстона».
По словам гендиректора «Горпечати», внедрение павильонов нового формата и расширение ассортимента абсолютно точно увеличит поток покупателей. «Даже если человек покупает кофе или фастфуд, применив определенные технологии продаж, можно продать ему газету или журнал», — уверен он.
Хакимзянов ожидает, что оборот каждого павильона увеличится в три раза. Сколько оборот составляет сегодня, он назвать отказался. Окупить проект планируется уже через два года.
Киоски или медиацентры?
Отметим, что это не единственная в Казани идея по реформированию бизнес в области розничного распространения печатных СМИ. В начале этого года руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Ирек Миннахметов озвучил новую идею по развитию розничной продажи печатной продукции — строительство сети медиацентров в Казани и республике. Они должны были стать более продвинутым вариантом развития киосков по продаже печатной продукции.
Планировалось, что главными составляющими медиацентров станут бесплатный WI-FI, оплата услуг ЖКХ, штрафов, продажа газет, журналов, книг и иной печатной продукции, электронные услуги по подписке, продажа билетов и тому подобное". В январе президент Татарстана Рустам Минниханов не отверг, но и не одобрил идею, подчеркнув, что проект надо доработать.
Пока проект не получил развития. «Вся ситуация в том, что чтобы строить медиацентры, нужно, чтобы муниципалитеты инициировали проведение конкурса на размещение киосков. Это не означает, что новые киоски должно ставить „Татмедиа“. Все должно проходить на конкурсной основе, — объяснил нашему изданию Фарит Шагиахметов, генеральный директор ОАО „Татмедиа“. — Муниципалитет определяет количество мест, условия подключения к сетям, аренды, детали по архитектуре, затем объявляет конкурс, на который заявляются операторы. Исходя из результатов конкурса кто-то уже начинает строить медиацентры».
Как известно, ради улучшения города, в Казани муниципалитет, наоборот сокращают количество киосков — не только продающих газетно-журнальную продукцию. «Поэтому сейчас проект не имеет развития только потому, что нет внятной политики муниципалитетов по этому вопросу — ни в Казани, ни в Челнах, ни в Нижнекамске понимания нет. Даже республиканские власти никак не могут повлиять, дело только за муниципалитетами. Пока наше предложение осталось без решения», — сказал собеседник «БИЗНЕС Online».
«Потенциал роста киосков есть!»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали идею тотальной замены киосков «Горпечати» новыми павильонами.
Юрий Алаев — экс-гендиректор ЗАО «Время и деньги», член Общественной палаты РТ:
— Пять лет назад я встречался с владельцами сетей киосков. Тогда шла речь о том, чтобы ближе к Универсиаде поставить новые киоски европейского формата с большой выкладкой. Мы посчитали, что примерно на 30 киосков понадобится 30 миллионов рублей. В результате москвичи дали обратный ход и ничего тогда не получилось. Но проект, на мой взгляд, был вполне живой. Если сейчас он реализуется в «Горпечати», то сигареты выкладывать нельзя, только разместить прайс, а фастфуд — пусть это все будет. Потому что рентабельность киосков близка к нулевой по реализации печатной продукции. Такое расширение ассортимента поддержит «Горпечати» существование, немного поднимет рентабельность. Учитывая, что сеть с годами сжимается, возможно, это поддержит ее на плаву. Лучше делать хоть что-то, чем ничего.
Инвестиции в сто миллионов рублей выглядят реалистично, сумма не завышена. Если проект окупится в течение восьми лет, это будет для них счастье. Два года — это слишком оптимистичный прогноз.
Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:
— Институт розницы в Казани заканчивается. Те, у кого завершается срок аренды киосковой сети, например, «Экспресс-печать», не продлевают аренду и сносят киоски. Вид киосков «Горпечати», в основном, плачевный. А чтобы ставить новые, то у них недостаточно земли — необходимо 18 квадратных метров, а у них — в среднем девять квадратных метров.
Не думаю, что новый проект «Горпечати» удастся реализовать по всем киоскам. Если площади новых павильонов в среднем 12 квадратных метров, муниципалитет Казани вряд ли увеличит площадь земли под них.
Мое личное мнение — неправильно продавать газетно-журнальную продукцию вместе с фастфудом и сигаретами. В России есть яркие примеры, которые показывают, что при нормальных преференциях муниципальных властей можно продавать только газетно-журнальную продукцию без сопутствующих товаров. Лично я, например, очень сильно сомневаюсь, что, если человек пришел за пивом, то он купит газету, но у руководителя «Горпечати» другое мнение.
Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели» в Татарстане:
— Для бумажных газет сегодня самая главная проблема — это дистрибуция. Я как главный редактор других проблем не вижу. Читатель есть, тиражи растут, газета продается, но тормозится дистрибуцией, прежде всего, в лице именно «Горпечати». «Горпечать» — это только оставшийся бренд, и когда сеть приобрела московская «Альянс пресс», уже лет пять ведутся разговоры о смене киосков. Эта идея не нова. Сначала обещали перед Универсиадой, потом — после нее.
Нам «Альянс пресс» должны уже несколько сотен тысяч рублей. И даже несмотря на решение суда, «Горпечать» нам деньги не выплачивает. Я даже намеревался обратиться к властям с предложением, что нужно что-то с этой сетью делать. Поэтому я не знаю, где «Горпечать» найдет средства на модернизацию киосков.
Если говорить о количестве киосков на душу населения, мы отстаем от Калининграда в пять раз. Есть потенциал роста киосковой сети в пять раз. Но при этом есть и такая суровая правда, о которой я сказал выше. Получается, что редакции фактически кредитуют эту сеть. А нам нужно расплачиваться с типографиями. Поэтому если погибнут газеты, причина будет не в том, что их никто не читает — нас, например, хорошо покупают даже по дорогой цене, — а в гибели дистрибуции. В Чебоксарах, Йошкар-Оле у нас проблем нет, а в Казани есть.
Если продажа сигарет и фастфуда в павильонах нового формата поможет «Горпечати», то мы только «за». Лишь бы они платили.
Эльвира Вильданов
Источник: БИЗНЕС Online