НЕБОЛЬШАЯ СТРУКТУРА: семь человек.Триосновныхнаправлениядеятельности. Первое—это реализация мер по господдержке городских и районных СМИ.
Мы работаем со всеми категориями: с газетами, телевидением,радиостанциями — вне зависимости от того, муниципальные они или частные. Пока только с интернет СМИ не работаем, потому что они не очень хорошо представлены на территории Свердловской области, за исключением областного центра и двух-трех наиболее густонаселенных городов.
Второе направление выросло из исследования, которое мы проводили в 2012 году. Мы увидели,что более половины городских и районных СМИ региона не инвестировали в обучение и переобучение своих сотрудников ни одного рубля за последние три года. Департамент взял на себя вопросы обучения и переобучения сотрудников местных редакций. Учим всех, вне зависимости от того, кем учреждено данное СМИ.
И третье направление: наш департамент является отраслевым органом, который задействуется медийными и, как мы называем, околомедийными организациями.
Первый сегмент—это общественные организации: Союз журналистов, Гильдия издателей периодической печати и так далее. Второй сегмент — это те структуры, которые выступают в качестве дистрибьюторов для СМИ: «Почта России», «Роспечать» и альтернативные распространители — для печатных СМИ, РТРС — для телевидения. И третий сегмент — мы взаимодействуем с теми структурами, которые так или иначе можно отнести к контролирующим: ФАС и Роскомнадзор, учитывая тот факт, что сегодня активно ужесточается законодательство в сфере СМИ и массовых коммуникаций. Соответственно, эти тенденции необходимо оперативно отслеживать.
ЧТО МЫ ДАЕМ РЕДАКЦИЯМ местных печатных СМИ с точки зрения контента? В прошлом году мы запустили проект — выпуск единых тематических полос «Новости из области». Учитывая, что в Свердловской области порядка 100 газет, которые работают в общественно-политическом сегменте, мы вышли на тираж более 400 тыс. экземпляров. Эта вкладка выходит раз в неделю. Мы сделали редакциям неплохое ценовое предложение, компенсируем затраты за один экземпляр (А3 в черно-белом формате) — 4 руб. Учитывая, что себестоимость производства и распространения вкладки находится в пределах от 70 коп. до 1,5 руб., для редакции это очень выгодно.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ВКЛАДКИ мы попытались учесть те тенденции, которые, на наш взгляд, являются наиболее современными. Контент готовится в Екатеринбурге, и мы изначально выбирали редактора, который жил в области и умеет говорить на «языке территорий».
Первую полосу отдаем под ключевые тренды, которые происходят на федеральном или областном уровнях, включая знаковые цифры и показатели. Вторая полоса — аналитика. Подразумевает детализированный разбор ключевых социальных и инфраструктурных проектов, реализуемых на территории области. Мы ушли во вкладке от крупных статей и активно используем принцип «дробности текста» — позаимствовали этот подход у интернет-СМИ. Поставили задачу, чтобы самый крупный материал во вкладке не превышал 120 строк в старом исчислении. Кроме того, в обязательном порядке добиваемся сочетания графического и текстового контента в пропорции 50/50.
И третий элемент: в выпускаемой вкладке обязательно наличие инфографики. Это обычное решение какого-то жизненного алгоритма: как защититься от клеща, как оформить паспорт, как получить субсидию, как подготовиться к школе и т.п. В этом году экспериментировали с тайм-лайн, об этом подробно рассказывалось в мартовском номере «Журналистики и медиарынка».
Во вкладке у нас идет рубрика «Общественная приемная», обращение в которую приравнивается к запросу в общественную приемную губернатора. Я хотел бы подчеркнуть, что читатели очень активно пользуются этой формой. В месяц приходит до 100 физических писем. И четвертая полоса у нас — яркие события из муниципалитетов, короткие и емкие сообщения фактически в формате «Твиттера».
БЛАГОДАРЯ ДЕПАРТАМЕНТУ ПОЯВИЛАСЬ форма господдержки электронных СМИ. Мы запустили программу обучения и переобучения сотрудников и ее реализуем. Учитывая, что процесс обучения и самообучения должен быть постоянно, непрерывно, выпускаем сейчас для СМИ информационный альманах. Готовлю я его сам, лично. Он содержит четкий рубрикатор тем: что
происходит в мире медиа Свердловской области; теория и практика; печатные СМИ; электронные СМИ; новые медиа; реклама и маркетинг; стратегия и тактика медиаменеджера. В среднем набирается примерно 400 страниц, и мы его выпускаем раз в неделю или две и рассылаем в редакции.
Редакция может взять свой самый незагруженный рабочий день (допустим, вторник), провести в конце дня мозговой штурм, основываясь на предварительно прочитанных материалах медиаальманаха. Разобрать чужой опыт и наметить пути внедрения этих наработок у себя. Можно, конечно, самостоятельно просматривать огромное количество сайтов на эту тему, но в нашем
случае редакция получает уже готовый продукт. Кроме того, готовим календарь знаковых медиасобытий: какие конференции, обучающие мероприятия или конкурсы журналистского мастерства проводятся в стране. Эта информация открытая, постоянно выкладывается у меня в блог «ЖЖ», и ею могут пользоваться СМИ не только Свердловской области, но и других территорий.
МЫ — ТЕРРИТОРИЯ, на которой пошли по пути перевода редакций из муниципальных форм собственности в государственные. Этому есть целый ряд объективных причин. Приходится констатировать, что органы местного самоуправления рассматривают собственные СМИ лишь через политическую призму. Мы пришли к неутешительному выводу, что практически никто на местах не рассматривает редакции в комплексе, как бизнес.
Первый проект, который мы реализовали в прошлом году, — это «Инновационная редакция». Мы выделили каждой из редакций по 470 тыс. руб. на приобретение современного оборудования и программного обеспечения. Для чего? Приведу личный пример. В 1999 году уволился из рядов Вооруженных сил и купил свой первый компьютер. У него был монитор, который в простонародье звали «гроб»: еще не плоский, электролучевой. Так вот, в одной из редакций я такой монитор встретил. И в таких условиях говорить о каком то качественном переходе к использованию сетевых технологий не приходится. Мы вложились в оборудование, чтобы подтянуть уровень вы пуска газет и подготовиться к освоению Интернета.
У НАС РЕДАКЦИИ НЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ в холдинг, а сохраняют свою юридическую самостоятельность. Я являюсь категорическим противником объединения малой прессы под одним организационно-правовым крылом, потому что в подобном случае теряется смысл работы редакции. Любая городская или районная газета или телевидение — это субъект малого бизнеса, а конкретное преимущество малого бизнеса — его мобильность, возможность стремительной перестройки. Холдинг упрощает жизнь органам власти, но не упрощает жизнь самим редакциям. Не вижу никакого профицита из объединения в холдинговую структуру.
Мы, наоборот, стремимся выращивать из редакторов городских и районных СМИ полноценных лидеров, способных добиваться результата по большей части самостоятельно. Добиться этого, согласовывая каждый чих с вышестоящим руководством и не имея самого важного рычага — финансового, невозможно. Иногда наша концепция связана со сменой руководителя газеты. Например, газета «Знамя Победы» в Сухом Логе. Издание и раньше было на очень неплохих рыночных позициях.
Однако после притока «свежей крови» за год тираж и доходы от коммерческой деятельности выросли на 20% — и это в условиях, когда аналитики предсказывают падение тиражей и доходов для печатных СМИ. Если это возможно в Сухом Логе, то почему невозможно где-либо еще?
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗА ПРОЕКТОМ «Инновационная редакция»? В этом году поставлена задача по массированному проникновению редакций газет в интернет пространство. Очень часто редакции печатных СМИ делают ошибку: выкладывают в Интернете электронную газету. Это тупиковый путь, не учитывающий, что формат медиапотребления у читателей газет и интернет СМИ разный. Мы выстраиваем систему, в которой интернет-сайты газет будут информационными агентствами и совмещаться с полезными городскими и районными сервисами, которые можно монетизировать. Будем обвязывать их с социальными сетями.
Из задач на этот год у нас — смена визуальных моделей печатных СМИ. Попытаемся внедрить в работу редакций такие инструменты, как воркшоп и внедрение принципов «бережливого производства». Попробуем работать в мобильном сегменте либо над адаптивным дизайном, либо над мобильными предложениями под три операционки: под продукцию Apple, Android и Windows Phone.
Источник: Журнал "Журналистика & медиабизнес", №6, 2014