– Я только хотел заставить задуматься, — говорит РП Антон Ермаков. — Посмотрите, что мы видим сейчас в самом центре Комсомольска? Банки чередуются с ювелирными магазинами. Этот визуальный ряд формирует соответствующую систему ценностей. Золото, деньги становятся важнее книг. А правильно ли это? Думаю, нет. Я не против ювелирных магазинов, но я хочу, чтобы мы помнили не только о материальных ценностях.
Старый книжный
Год назад книжный магазин на площади Металлургов пыталась спасти инициативная группа, в которую входил и Антон Ермаков. Собирали подписи в Интернете и на улицах, создавали группы в Facebook и «ВКонтакте», проводили пикеты и акции протеста, писали открытые обращения в мэрию. Сохранить «Огонек» не удалось. Книжный был закрыт. В апреле 2013 года 100% акций, составляющих уставной капитал книготоргового объекта муниципальной собственности, были проданы на аукционе за 42 млн 700 тыс. рублей.
– Администрация города выставила на продажу пакет акций ОАО «Магазин “Огонек”» в соответствии с утвержденным планом приватизации, — поясняет корреспонденту РП советник главы Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев. — По федеральному закону № 131 о местном самоуправлении, муниципалитеты должны избавляться от непрофильных активов. А книготорговля — это не то, чем должна заниматься городская администрация. Среди полномочий муниципалитетов такой вид деятельности не прописан.
По словам Ивана Лаврентьева, если бы торговать в Комсомольске-на-Амуре книгами было востребованным и прибыльным делом, то новый покупатель не стал бы перепрофилировать помещение. Но комсомольчане сами проголосовали за закрытие «Огонька» — «ногами». В последние годы существования магазина объем продаж книг в нем сокращался. В год перед закрытием они составляли менее 50% от общего объема товаров. Если раньше оба зала были забиты книгами, то потом их место заняли открытки и канцтовары. Магазин, по словам советника мэра, стал проигрывать частным конкурентам.
– Как рядовой покупатель я могу сказать, что этот магазин не дотягивал до уровня не то что столичных, но и обычных больших книжных магазинов соседних городов, — говорит Иван Лаврентьев.
Антон Ермаков считает, что, ссылаясь на закон, чиновники хотят замаскировать свое равнодушие к происходящему в городе. Ведь муниципалитеты имеют полное право сохранять собственность, которую считают социально значимой. Поэтому он и вышел с плакатом сейчас, спустя год: книжный не вернуть, но можно высказаться против новых продаж важных городских объектов.
– Когда я напоминаю, что 131-й закон не обязывает муниципалитеты избавляться от непрофильных активов, а лишь дает им такую возможность, мне в ответ говорят: «Он не обязывает и их содержать, а пополнять бюджет нужно», — говорит Ермаков. — Мне это напоминает ситуацию с опустившимся человеком, который в поисках источника дохода распродает мебель из своей квартиры. Сначала администрация продала книжный, потом центральный магазин, старейший в Комсомольске кинотеатр «Факел», городские бани. Может, это и не такие важные для города объекты, но это звенья одной цепи. Причем продажи продолжаются. Странно, что городские чиновники не видят иного способа пополнить бюджет.
Еще Ермаков считает, что если книги не покупают, то прямой обязанностью администрации должна стать популяризация чтения, а не продажа книжных. Если магазин убыточен — значит, надо искать новые пути привлечения читателей, говорит он.
– Люди, которые управляют городом, должны понимать, что человек должен иметь возможность купить не только мясо или молоко. Книжные магазины — это явление одного ряда с театрами, музеями, библиотеками. Даже если все перейдут на электронные книги, книжные должны остаться в каждом городе.
Жители Комсомольска относятся к закрытию «Огонька» по-разному. Но петицию за сохранение магазина в прошлом году, до аукциона, подписали 10 тыс. человек (а население Комсомольска составляет 270 тыс. жителей).
– Я не могу сказать, что «Огонек» был лучшим магазином на свете, — говорит корреспонденту РП учитель истории Татьяна Поликарпова. — И все же в нем продавались книги, учебники, атласы, карты, которые больше негде купить в Комсомольске. Но даже не это важно. Для меня главным было то, что в этом магазине можно было поговорить с другими покупателями. Посоветоваться, обсудить новинки. Была особая атмосфера, в том же «Большом книжном» с его стандартным ассортиментом этого нет. Мне кажется, вместе с «Огоньком» мы потеряли «место встречи», точку пересечения на культурной карте города.
Магазин по интересам
Книжные магазины в регионах России закрываются на протяжении нескольких последних лет. Не выживают не только государственные, но и частные сети. Скажем, в Приморье три года назад обанкротилась компания «Топ-книга» и стали закрываться магазины под названием «Книгомир». По мнению специалистов, в какой-то мере это действительно объективный процесс.
– Книжные магазины неизбежно уйдут в прошлое. Россия не перестанет читать, просто полностью перейдет на современный электронный формат чтения, — комментирует РП культуролог Вадим Завадский. — Частично это уже произошло. Если посмотреть статистику, сколько книг на русском языке ежедневно скачивается из интернет-библиотек, то исчезнут все сомнения, что книги по-прежнему читают. Причем даже больше, чем раньше. В советские времена на пике популярности был художественная литература, теперь — развивающая, учебная, специализированная, позволяющая расти и улучшать качество жизни. Потребности читателей стали более узкими, специализированными. Ни один магазин, продающий бумажные книги, не способен их удовлетворить. Поэтому, как бы нас ни мучила ностальгия, приговор книжным магазинам уже вынесен.
Некоторые специалисты, в том числе и Вадим Завадский, уверены, что функции центров читательского общения, которые частично выполняли книжные магазины, сейчас переходят к форумам и социальным сетям. Поэтому нет особого смысла бороться за сохранение книжных, горожане ничего не теряют. Но если государство все же хочет сохранить книжные, оно должно оказывать им поддержку, иначе им не выжить в современном мире.
– Это действительно так: без системной поддержки со стороны государства книжные магазины не удержатся на рынке, — подтверждает этот вывод корреспонденту РП книгоиздатель Максим Гребенюк. — Поэтому мне кажется, российским властям следует последовать примеру Франции. Там книжный магазин может сменить владельца, но не профиль. То есть если на этом месте торговали книгами, то так должно быть и впредь. Важный нюанс: накладывая обязательства, государство предоставляет и льготы. Уменьшенные налоги, аренда — все это разумные и необходимые меры государственной поддержки.
Независимый эксперт книжного рынка Олег Мостовой полагает, что одной только государственной поддержкой проблему не решить. Очень многое зависит и от грамотной политики самих книжных магазинов.
– Сегодня у книжных магазинов есть всего один путь. Они должны стать специализированными, — поясняет корреспонденту РП Олег Мостовой. — То есть четко вычислить свою аудиторию и предложить ей именно то, что требуется. Найти и занять собственную нишу. Причем не только правильно сформировать ассортимент, но и создать «жизнь» вокруг. Проводить творческие встречи, обсуждения, презентации, круглые столы. То есть фактически стать клубом по интересам. Только тогда они смогут опереться на свое, пожалуй, единственное преимущество перед интернет-магазинами — естественное желание человека подержать товар в руках, перед тем как его купить.
Но дождаться господдержки, найти свою нишу, стать клубом по интересам книжный сможет лишь в одном случае — если на его месте не будет открыт очередной ювелирный магазин.
Полина Виноградова
Источник: Русская планета
Похожие материалы: Наибольшая проблема для издательств: исчезновение мест продажи печатной продукции