Свердловские газетчики объявили войну «Почте России» и намерены дойти до Путина

Коллективы печатных изданий Свердловской области бьют тревогу. Заявленная «Почтой России» политика постоянного повышения тарифов на доставку периодических изданий уже обрушила количество подписчиков на 20%, и, судя по всему, это не предел.

Проблема была озвучена в ходе встречи полпреда президента в УрФО Игоря Холманских с главными редакторами ведущих уральских СМИ. Главред «Областной газеты» Дмитрий Полянин заявил, что «Почта России» в одностороннем порядке резко подняла тарифы на доставку прессы на второе полугодие 2014 года, из-за чего подписные тиражи тут же упали на 20% – то есть без подписки остались 5 миллионов жителей России. При этом, по данным самой же «Почты», самое большое сокращение тиражей за последние 5 лет было во втором квартале 2013 года – тогда количество подписок упало на 6,5%. Все остальные периоды падения не превышали 5-процентного барьера. Прогноз на следующий год еще более пессимистичный.

Как рассказала «Новому Региону» главный редактор сухоложской газеты «Знамя Победы» Мария Базунова, издания районного уровня сейчас поставлены в крайне тяжелые условия. Работу ФГУП «Почта России» она охарактеризовала четырьмя емкими словами: «драконовские цены, отвратительное качество». Сейчас редакция активно применяет альтернативные методы распространения тиража. В частности, используется корпоративная подписка, когда экспедиторы привозят гражданам газеты прямо на рабочие места – в сельсоветы, детские сады и т.д. Другой метод – распространение газет через магазины, прежде всего, продуктовые. «С «Почтой России» нам не по пути, я ни на что не надеюсь и ничего от них не жду. На заседании совета при Минкомсвязи выступал их генеральный директор, который прямо сказал: доходы от подписки на печатные СМИ составляют только 6%, так что ждать от них каких-то шагов на встречу региональным и местным СМИ не приходится», – резюмировала Мария Базунова.

К сожалению, альтернативные методы доставки не оправдывают себя в сельских территориях, где заменить «Почту России» практически нечем. Тут она является монополистом и доставляет около 80% периодической прессы. Проблема в том, что на такую услугу, как доставка газет, антимонопольное законодательство не действует. «Если бы речь шла о доставке посылок и бандеролей, тогда можно было бы заявить о нарушениях. Но на доставку периодических изданий это не распространяется», – заявил НР Дмитрий Полянин.

По его мнению, единственный способ повлиять на ситуацию – дойти до президента и поставить вопрос о замене генерального директора ФГУПа (Дмитрия Страшнова, – прим. НР). «Возможно, со сменой руководителя сменится и политика», – отметил он, добавив, что своими действиями «Почта России» сама сократит свой доход от доставки прессы с сегодняшних 6% до двух или трех, так как только на «Областной газете» она за полгода потеряла почти 30 млн рублей (на второе полугодие ОГ заключила госконтракт на распространение тиража с частной компанией, которая, по словам Полянина, работает «не лучше, но дешевле»).

Как уже сообщал НР, в конце августа в Москве состоялось совещание главных редакторов региональных СМИ. Эксперты согласились, что в ближайшее время им предстоит решить – как они будут доставлять газеты и журналы до подписчиков. По данным редакторов, есть всего три варианта. Первый – работать с почтой, то есть согласиться с ее правом устанавливать произвольные тарифы. Второй вариант – создать свою службу распространения. Третий – сделать шаг назад (вернуть прежние тарифы и частичное покрытие убытков почты из бюджета) и сесть за стол переговоров с участием правительства, депутатов, почтовиков и издательского сообщества. Тогда же при Министерстве связи России был создан Экспертный совет по региональным печатным СМИ. Совет займется распространением успешного опыта региональных изданий и подготовкой рекомендаций по повышению эффективности СМИ. В совет вошли 30 представителей отрасли – руководители крупнейших региональных СМИ и издательств, а также различных ассоциаций и организаций. Среди свердловских представителей – Дмитрий Полянин и Мария Базунова.

Добавим, что в середине ноября в Екатеринбурге пройдет первое общероссийское совещание по повышению эффективности и конкурентоспособности региональных СМИ. В столице Урала соберутся вице-губернаторы, министры, директора департаментов всех регионов страны, курирующие медийные направления, а также руководители региональных изданий. Как сообщил «Новому Региону» Дмитрий Полянин, к этому времени будет подготовлен обширный доклад по проблемным вопросам.

Источник: Новый Регион - Екатеринбург