Региональная пресса может быть независимой

Журнал «Русский репортер» составил десятку свободных региональных печатных изданий России. В список попали сразу три газеты из Свердловской области: «Егоршинские вести» (Артёмовский), «Зареченская ярмарка» (Заречный) и «Городские вести» (Ревда).

Увидев этот список в свежем номере, мы поговорили с главным редактором «РР» Виталием Лейбиным о свободе и независимости СМИ.

Десятка свободных региональных печатных изданий (по мнению «РР»):

•«Городские вести». Ревда, Свердловская область

•«Егоршинские вести». Артёмовский, Свердловская область

•«Жуковские вести». Жуковский, Московская область

•«Зареченская ярмарка». Заречный, Свердловская область

•«Змеиногорский вестник». Змеиногорск, Алтайский край

•«К вашим услугам». Шахты, Ростовская область

•«Пензенская правда». Пенза, Пензенская область

•«Свободный курс». Барнаул, Алтайский край

•«Эхо недели». Железногорск, Курская область

•«Якутск вечерний». Якутск, Республика Саха (Якутия)

— Виталий Эдуардович, расскажите, как составлялась эта десятка?

— Мы попытались найти интересные, на наш взгляд, региональные издания, они разные по масштабу, но все обладают определённой смелостью и свободой. Для этого мы воспользовались помощью наших коллег, которые устраивают региональные медиафорумы, помощью нашего друга, главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок» Владимира Касютина, который хорошо знает рыночную ситуацию и журналистику в разных регионах страны. Я сам был на региональных форумах и с некоторыми из этих редакторов лично знаком. Составляя этот список, мы не претендовали на правоту. Нам было важно показать разные типы печатных СМИ, у которых разная модель свободы, но все они одинаково интересны. Таких изданий в России гораздо больше, наша десятка — это всего лишь некоторые из них.

— Что вы вкладываете в понятие свободного СМИ?

— Одна из важных вещей в том, что это вряд ли можно формализовать. Для нас это прежде всего то, что журналисты в этих изданиях обладают достаточной редакционной свободой от какого-либо спонсора или владельца. Второй критерий — эти СМИ зависят от доверия читателей. В этом смысле их свобода обеспечена тем, что их любят и читают. Свобода — это ускользающий зверь. Ты можешь в какой-то момент достичь её в каком-то поступке, но не можешь быть навсегда свободным. Свобода — это постоянная борьба за творческое самовыражение. В этом смысле важна не догма, а то, что все эти издания ориентированы на читателя, а не на спонсора или государственный заказ. Но и от читателя они зависят не в той мере, как издания вроде телегидов, которые предоставляют программу и параллельно рассказывают про майонез и макароны. Эти газеты поднимают серьёзные общественные проблемы.

— Ухудшается ли ситуация со свободой СМИ в регионах и что на неё влияет?

— Меняется рыночная ситуация, и это касается всех СМИ. Во-первых, существует давление бесплатной информации в Интернете. Трудно зарабатывать деньги, продавая печатное издание, если информация в Интернете предоставляется бесплатно. Она может быть разного качества, но её полно. Во-вторых — это неидеальная экономическая ситуация. Пресса начала испытывать давление Интернета с 2000-х годов, но пока был экономический рост, она имела шанс на развитие. После 2009 года рынки, на которые завязана пресса, сужаются. Уменьшается доступ к сети распространения, которая у нас и так очень слабо развита, монополизирована отчасти. Отчасти стала жертвой борьбы против точек продаж в некоторых городах, где под видом борьбы с несанкционированной торговлей закрывают киоски, где продают газеты. «Почта России» повысила тарифы на доставку. Все эти факторы влияют на ситуацию для печатных СМИ. Выживать сложно.

— Наша газета в связи с повышением тарифов почты вынуждена искать альтернативные способы доставки. То же самое можно сказать и про многие муниципальные СМИ. Вам повышение тарифов «Почты России» тоже мешает?

— Она мешает больше региональной периодике, потому что большинство наших подписчиков альтернативные. Мы издаёмся в одном месте, а доставлять нужно по всей стране. Сроки, в которые «Почта России» производит доставку, делает наш журнал не очень интересным для потребителя. Еженедельник хочется читать в ту неделю, о которой он пишет. Мне кажется, руководство «Почты России» не очень понимает, для чего их структура нужна. Всё-таки почта, как железная дорога, является инфраструктурой страны, а не частным бизнесом для извлечения прибыли любой ценой. В этом смысле я за то, чтобы у «Почты России» был шанс на выздоровление. Но пока, к сожалению, она не справляется не только с задачами по распространению прессы, но и со многими другими задачами. Не секрет, что в США развита интернет-торговля, потому что почта хорошо работает. А у нас … я думаю, не только у распространителей печатной продукции есть проблемы с почтой.

— Как вам кажется, может ли государственная газета быть свободной и что ей для этого нужно?

— Я думаю, что вопрос формы собственности — вторичный. Первичным является вопрос о редакционной самостоятельности и коммерческой состоятельности. Если у СМИ есть большое доверие читателей, то оно зависит больше от читателей, чем от собственника. Иногда удобнее работать с государственным заказчиком, чем с частным. Есть вменяемые чиновники, которые понимают, что свобода прессы — это общественное благо. А коммерческим владельцам сложно в нынешней ситуации. Они беспокоятся прежде всего не об общественном благе, а о коммерческой выгоде. Но, как правило, свободная пресса оказывается частной, потому что большинство наших чиновников считает, что государственная пресса — это что-то вроде официального листка и её задача — сухо писать о том, как перерезают ленточки. Но это не так.

Из первых уст

Александр Шарафиев, главный редактор «Егоршинских вестей» (издаются с 1992 года, тираж 10 450 экземпляров):

— Газета была создана 22 года назад, и всё это время мы живём на средства от подписки, рекламы и частных объявлений. У нас достаточно правдивая информационная политика. Мы соединяем в себе две школы — советской и западной журналистики. Черты советской — это сильная обратная связь с читателями. В каждом номере — полоса писем, материалы очеркового характера, социальные репортажи. Западная — это журналистика факта, информация чётко и по делу. Сегодня наш тираж 10 тысяч 450 экземпляров. Мы были первыми в районе, кто стал уходить от почты к так называемым «ручникам». Сейчас чуть больше 300 газет распространяется почтой, остальные идут в продажу и разносятся частными курьерами. Большое внимание мы уделяем и журналистскому коллективу, большая часть у нас — выпускники журфака, что для муниципальных газет редкость.

Татьяна Ладейщикова, главный редактор «Зареченской ярмарки» (издаётся с 1997 года, тираж 2 500 экземпляров):

— Не люблю словосочетание «независимое СМИ», мне кажется, для нас больше подходит слово «самостоятельное». Наш медиахолдинг создавался в 1997 году. Мы встали на ноги благодаря тому, что стали развивать одновременно несколько видов деятельности — полиграфию, наружную рекламу, выпуск газеты. В лихие 90-е «Зареченская ярмарка» была газетой бесплатных объявлений, мы стали помогать людям менять телевизоры на кур, а кур на картошку. В 2000-х годах эта необходимость отпала, мы получили лицензию как общественно-политическая газета. Через 20 дней мы отметим своё 17-летие и перейдём на полноцвет.

Валентина Пермякова, выпускающий редактор «Городских вестей» (издаются с 1997 года, тираж 15 000 экземпляров):

— Мы стараемся, чтобы читать нашу газету было не только важно и полезно, но и любопытно. Пишем для читателей, а они голосуют за нас рублём. Не ограничиваемся рамками города, отслеживаем все информационные потоки в области и стране. Мы активны в Интернете, ищем формы взаимодействия с аудиторией, но не идём у неё на поводу, главная роль всегда остаётся у журналиста. Если честно, то нам не совсем понятно, почему «Городские вести» Первоуральска не попали в эту десятку. У нас с ними одинаковая судьба и вектор развития. Возможно, составители просто о них не знали.

Источник: Городские вести

Оригинальное название: «Свобода СМИ — ускользающий зверь»

Похожие новости: Новые поправки в закон о СМИ жестко привяжут издания к их профилю