В этих обстоятельствах поиск альтернативных почтовой доставке путей распространения становится актуальным как никогда. Но создание службы редакционной подписки потянут далеко не все издатели, особенно в регионах. И никакое альтернативное подписное агентство не имеет инфраструктуры «Почты России» и, соответственно, не сможет в полном объеме выполнять ее обязанности.
Есть еще розница. Правда целенаправленное разрушение системы киосков прессы по всей стране, через которые идет основная часть продаж периодики, не оставляет места оптимизму. Но, кажется, надежда еще остается: прессу можно продавать через благополучно развивающиеся сетевые магазины и супермаркеты, число которых стремительно растет как в больших, так и в малых городах. Так ли это просто?
Насколько стремительно уничтожаются киоски прессы, настолько же быстро растет количество сетевых магазинов, супер- и гипермаркетов, причем даже в отдаленных регионах. Растет и их доля в продажах периодики. Этот факт заставляет издателей обратить пристальное внимание на сети FMCG.
Пресса – товар с высокой оборачиваемостью, лидер среди товаров категории «non-food». Для товара импульсного спроса пресса имеет достаточно высокие результаты попадания в покупательскую корзину – от 3% до 9%.
Тем не менее, согласно докладу «Распространение печатной продукции в сетях FMCG. Тенденции и перспективы развития» Татьяны Власенко, начальника отдела маркетинга ООО «Медиа Дистрибьюшен», оборот и доход от реализации печатной продукции на торговый объект падает. Автор доклада считает, что помимо снижения спроса на прессу среди населения на это влияет и политика сетей ритейла при работе с прессой: в торговых объектах сокращается полочное пространство под периодику и сам ассортимент изданий, а торговое оборудование с газетами и журналами зачастую переставляют в места с низкой проходимостью. Играет свою роль и общее падение траффика покупателей на каждый отдельный магазин или супермаркет, связанное с растущей конкуренцией.
Киоски прессы предлагают покупателю по 500-600 наименований газет и журналов, в то время как в среднем супермаркете эта цифра составляет 100-200 наименований. В основном, это глянцевые издания массового спроса. По данным АРПП за 2013 год, основу печатного ассортимента сетей FMCG составляет женский глянец (24%), за которым следуют телегиды и партворки (по 13%), детские (7%) и автомобильные журналы (6%). Газет же либо вовсе нет на стеллажах, либо их очень мало.
Тем не менее, издателям в регионах дистрибуция через сети FMCG на фоне кризисного состояния прочих каналов распространения видится одним из немногих способов донести свою газету до читателя. В связи с этим они предпринимают попытки договориться с представителями ритейла. С чем же сталкиваются региональные издатели на этом пути?
По словам Юрия Лаптева, директора ИД «Лаплэнд», сегодня в Качканаре работают четыре торговые сети: «Пятерочка», «Красное и белое», «Магнит» и «Монетка». Со всеми из них компания попыталась наладить сотрудничество.
Сеть магазинов алкогольной продукции «Красное и белое» сразу же категорически отказала издательскому дому без объяснения причин.
Сеть «Магнит» предоставила «Лаплэнду» зарегистрироваться на собственном CRM-портале. «Это дает возможность загрузить наше коммерческое предложение. Без загрузки коммерческого предложения даже переговоры не ведутся, - рассказывает Юрий Лаптев. - Но еженедельно могут загружаться только определенные группы товаров. Одну неделю – консервы, вторую – крупы и так далее. Следим, когда появятся печатные издания. Непонятно, когда это произойдет. Возможно, никогда».
Переговоры с «Пятерочкой» длятся уже шесть месяцев. Менеджеры в Екатеринбурге еженедельно ссылаются на свою занятость, потому что решать вопросы с малыми городами им невыгодно и некогда, так как они работают «с глобальными вопросами и территориями». Еще ссылаются на решение питерских менеджеров, которым тоже не до маленького города с населением 40 тысяч человек.
И только с «Монеткой» сейчас идет процесс заключения договора. Сам процесс переговоров и обмена документами занял семь месяцев. Условия сети – 1000 рублей в месяц за стойку.
Не лучшим образом обстоят дела и в Клине. «Вопрос размещения стоек удалось решить только на местном уровне. То есть разрешили их разместить управляющие магазинов, те же, кто отослал нас к высшему руководству, разместить не разрешили. Высшее же руководство нам отказало», - делится Вадим Комаров, директор ИД «Вико-плюс».
Галина Коморникова, главный редактор и директор ИД «БукЪвица», обрисовывает ситуацию в своем городе: «За последние пять лет в Бердске кроме местной крупной сети (в ней наша газета продается), зашли сеть «Холидей» (их же «Сибириада» и «Холди»), «Мария Ра», «Монетка». Они не берут на реализацию нашу местную газету по причине того, что у них централизованное распределение товара: если один магазин возьмет нашу местную газету, то другие по Новосибирской области обязаны тоже ее брать. Поэтому им невыгодно с нами связываться. Речь даже не идет о том, чтобы им заплатить за вход в их сеть.
Хотя практически в каждом магазине из перечисленных сетей в Бердске есть полки с газетами-журналами, но центральными. Местные потребители лишены важного продукта – местной газеты. Учитывая, что ручники, торгующие местными газетами, вымирают, а местные сети задавлены федеральными и региональными, киоски «Союзпечати» разорены, подписка уже давно лопнула, то у нас больше не остается никакого выбора – где продавать газеты», - заключает она.
Юрий Лаптев солидарен с Галиной Коморниковой: «По моему мнению, ситуация будет усугубляться. Почте уже никогда не станет интересно заниматься газетами. А крупные сети выдавят окончательно всю местную розницу. Киоски тоже не вернутся».
Одним из единичных позитивных примеров сотрудничества региональных медиакомпаний с торговыми домами можно назвать ульяновский медиахолдинг «Мозаика». Одно из ключевых подразделений компании – департамент дистрибьюции и логистики – является сегодня оптовым поставщиком газет «Комсомольская правда-Ульяновск» и «АиФ в Ульяновске», а также журнала «Деловое обозрение» в Ульяновской области. Также компания продает различные общероссийские печатные издания. «Мозаика» обслуживает сегодня 240 супермаркетов в Ульяновске и области, обеспечивая прессой магазины таких торговых сетей как «Гулливер», «Магнит», «Дворцовый ряд», «Иртыш» и др. По словам генерального директора «Мозаики» Андрея Павлова, товарооборот прессы в супермаркетах вырос примерно на ту же сумму, что компания потеряла в результате отказа от киосков. При этом значительно снизились затраты.
Конечно, далеко не у каждого регионального издательского дома хватит ресурсов запустить целую махину по дистрибуции не только своих, но и многочисленных общероссийских изданий. А ведь именно наличием широкого ассортимента федеральной прессы, скорее всего, объясняется успех «Мозаики» в переговорах с ритейлерами. Тем не менее, опыт компании стоит взять на заметку.
Уважаемые издатели, а насколько для вас важно продвижение вашей печатной продукции в магазинах, супер- и гипермаркетах вашего города, области? Если вы сталкивались с проблемами распространения в сетевых супермаркетах, удалось ли вам их решить? Опишите основные проблемы, с которыми вы столкнулись. Как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?
Источник: АНРИ
Оригинальное название: Реально ли региональным газетам попасть в супермаркеты?
Похожие новости: Региональная пресса может быть независимой