Региональная пресса - забористее, интереснее, дешевле

Продажность журналистов стала притчей во языцех: о баснословных гонорарах журналистов, удачливых папарацци, продающих редкие кадры за тысячи долларов, ходят легенды. В столичных изданиях, охотящихся за подробностями жизни первых лиц шоу- и просто бизнеса, политики, спорта и еще бог знает чего (лишь бы первых, лидирующих, заметных), может быть и так.

В провинции дела обстоят по-другому: здесь чаще платят не гонорары, а зарплаты, и шансы оторваться от среднего по региону зарплатного показателя стремятся к нулю.

Такова жизнь

Издание газеты, журнала, наполнение интернет-СМИ – это, чаще всего, частная инициатива, возникшая по разным мотивам, но практически всегда на средства учредителя. И рассчитывать, что дензнаки дождем прольются на пишущих, корректирующих, снимающих и прочих не приходится. Уж что-что, а денежки считать издатели умеют, как умеют и спросить со своих борзописцев за перекуры, скучные опусы и невыполненный по публикациям план. Да-да, тот самый план, который поддается оценке по количеству проданных номеров и количеству постоянных подписчиков, написанных знаков, опубликованных материалов, просмотров и скачиваний. Бухгалтерский баланс любого издания с легкостью поддается простому анализу: доходы от продажи издания и рекламы должны перевешивать затраты на стоимость тиража, зарплаты персонала, налоги, разнообразные расходы. Меньше расходы – выше доходы, с законами рынка и экономическими выкладками не поспоришь. Как говорится, с’est la vie…

При недостаточно эффективном руководстве случается, что вложения в газету превышают доходы от ее продажи. Тогда от дотационного направления бизнеса нужно во время отказаться. По словам Константина Долгова, того самого – депутата, во времена, когда он занимался бизнесом и содержал на балансе собственную газету, ежемесячные дотации на финансирование издания составляли 50 тысяч рублей.

Очевидно, что такое положение дел не может долго устраивать издателя. Печатные СМИ периодически закрываются из-за своей убыточности. Прекращение деятельности «Золотого кольца» и «Северного края», газет областного уровня, – пример тому. Не секрет, что заказным, то есть оплаченным рекламодателями материалам рады в каждом издании, как печатном, так и виртуальном.

— Публикация готового материала объемом две с половиной тысячи знаков с фотографией стоит две тысячи рублей. Если требуются услуги журналиста, то тысяча плюсом, — пояснили нам в коммерческой службе «Черемухи», одном из городских интернет-СМИ.

Опубликованное слово имеет свою цену, а финансовая безопасность, которую обеспечивают дополнительные доходы, никому не мешает.

Не мал золотник. И дорог

Расходы администрации Рыбинска на муниципальную газету составляют более 6 000 000 рублей в год, или полмиллиона в месяц. Солидные средства. Еженедельная полноцветная печать, ощутимая толщина, глянец к праздникам. Штат, укомплектованный по полной, с собственными корреспондентами и приглашенными «писателями», с корректорами и дизайнерами на ставку, с менеджерами и прочая, прочая… Но сравнение с примерными затратами на аналогичные СМИ вызывает вопрос. За что переплачивают городской газете? За эксклюзивные новости – так нет в нашей провинции эксклюзива, стоящего так дорого, за оперативность и разноплановость – так опять же в ней редко встретишь такие материалы, о которых нельзя прочитать на ресурсах городской администрации и других местных ньюсмейкеров. Ведь большая часть статей, публикуемых в бюджетной газете, – это рассказы и похвалы в адрес щедрых работодателей или таких же муниципальных предприятий, пусть убыточных, пусть малоэффективных, но полностью подотчетных городским властям. Но два, три, а может и больше месячных бюджетов средней газеты или того больше — бюджетов малокомплектного интернет-издания – не слишком большая плата за то, что «кукушка хвалит петуха»?

Чье слово дороже?

Опросы, наблюдения и другие исследования аудитории показывают, что читающее население делится на «читателей» и «пользователей». «Читатели» — это люди возрастные, обстоятельные, привыкшие к запаху типографской краски и шелесту страниц под пальцами. Они застали застой, когда в прессе все было сладко да гладко. Сейчас они отвыкли читать между строк, игнорируют пресную пищу для ума и предпочитают смотреть программы и читать истории поострее. «Пользователи» — это молодые, активные, работающие граждане, внимание которых направлено совсем не в сторону городской газеты. Конечно, они иногда ее покупают, по просьбе мамы или бабушки из-за программы или для других, сугубо утилитарных целей.

В связи с этим вспоминается разговор у газетного киоска:

— Известия есть? Нету? Ну дайте что-нибудь, лишь бы местное и с программой.

А если сограждане не видят разницы, зачем вкладывать столько денег в одну газету? Если в Рыбинске сложился круг СМИ, хороших и разных, вполне способных справиться с публикацией новостей городской администрации, освещением происходящего в жизни Рыбинска, рассказывая так, как это интересно читателям, пользователям, то есть нам с вами? Пусть и не бесплатно, но уж точно забористее, интереснее, дешевле.

Петр Острослов

Источник: РЫБИНСКonLine

Фотография: beseda-obo-vsem.ru

Оригинальное название: Почем печатное слово?

Похожие новости: Руководство по дистрибуции для региональных СМИ - II