С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий.
Сегодня же все чаще слышны прогнозы о скорой «гибели» печатных средств массовой информации. Высокая оперативность позволяет сетевым СМИ уже сейчас неплохо конкурировать с «бумажными» представителями прессы. Всемирная паутина заставляет гибнуть издания, ещё недавно томившихся на прилавках киосков.
Однако нельзя сказать, что именно Интернет стал причиной кризиса печатных средств массовой информации. Еще в 1980-е годы конкуренцию газетам и журналам стало создавать телевидение. Свою мощь телевизионные станции показали в 1991 году, когда зрители в прямом эфире смотрели войну в Персидском заливе. В этом плане газеты и журналы ничего не могли противопоставить телевидению, но до появления и массового распространения Интернета, они еще держали глухую оборону.
Еще пять лет назад люди критиковали газеты «за продажность», и верили честным, идейным блогерам. В то время последние считались куда более достоверными источниками информации, однако со временем стало ясно, что и «живые журналисты» бывают не всегда ответственными людьми: они редко занимаются проверкой фактов, пристрастны и малограмотны. Найти достойного, объективного блогера не каждому под силу.
К слову, в России есть человек, предсказывающий скорую гибель газет и журналов. Его зовут Андрей Мирошниченко. Так, медиа-теоретик предрекает смерть печатной журналистики примерно к 2030 году — +/- пять-семь лет. При этом, по его версии, издания будут умирать поэтапно: крупные массовые газеты окажутся на пороге смерти в 2016-2017 годах, а долгожителями станут издания по интересам и городская, районная пресса. Сначала эксперт действительно отдавал пальму первенства среди причин, которые убьют традиционную журналистику, Интернету, однако затем отвел ему второе место, а на пьедестал возвел «коллапс дистрибуции» — правительство РФ отменило госдотации Почте России на распространение печатных изданий. Если кратко, в результате этого решения — регионы останутся без газет и журналов, а издательства — без региональной подписки. Ну а «бронза» в убийстве «бумажных» СМИ достанется демографии: когда уйдет из жизни поколение 80х, привыкших видеть своих родителей за чтением газет, больше о значении слова «подписка» никто знать не будет. Поколение «нулевых» не отправится ни сейчас, ни в зрелом возрасте оформлять подписку на любимое издание, достаточно нажать кнопку на компьютере.
Однако есть и совсем иное мнение на этот счет. Известный медиа-магнат Руперт Мердок отверг все предположения о том, что интернет «победит» газеты. Ошибкой многих издателей, по его мнению, является убеждение в том, что газетный бизнес связан исключительно с печатью. Даже если печатные издания начнут терять тиражи, прирост будет обеспечен за счет размещения новостей на веб-сайтах и при помощи рассылки по электронной почте тематических новостей и рекламы. «Способы доставки изменятся, но потенциальная аудитория ... увеличится во много раз», — пояснил он.
Мердок заявил, что главное испытание для индустрии состоит в том, что придется отдать читателю часть «власти». «Раньше горстка редакторов могла решать, что будет новостью, а что нет, — пояснил он. — Сегодня редакторы теряют это былое могущество. Интернет, например, предоставляет доступ к тысячам новых источников, которые расскажут о том, что проигнорировал редактор».
Замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин считает, что для спасения печатной журналистики, необходимо предпринять экстренные шаги по либерализации рекламного рынка, или к концу 2015 года Россия недосчитается примерно половины СМИ.
«Пока ситуация следующая. Если говорить про печатные СМИ, то из-за падения курса рубля увеличатся траты на многие компоненты, используемые в полиграфии. Их в основном покупают за валюту. И речь идет не столько о бумаге, сколько о расходных материалах — краске, пластинах, компонентах, предназначенных для промывки машин, — отметил Алексей Волин. — Поэтому прогноз такой: цены на бумажные издания вырастут на 30-50%. И примерно настолько же упадут объемы рекламы в газетах. В глянцевых журналах, кстати, падение будет еще больше. Есть два варианта поддержки — дать государственные денег или разрешить зарабатывать на рекламе. Государственных денег нет. Значит, надо разрешить зарабатывать. Не разрешим зарабатывать, получим десятки тысяч безработных журналистов уже в 2015 году».
Валерия Соколова
Источник: Двина-Информ
Оригинальное название: Печатная журналистика: быть или не быть?
Похожие новости: Россияне предпочитают печатные версии газет и журналов