Знакомство с антикризисными проектами МЭР поражает главным: здесь нет предложений о радикальных экономических реформах, о мерах по защите собственности, о судебной реформе и т.д. Все предложения министерства, на мой взгляд, безусловно, полезны, но всё это на уровне здравого смысла.
Так, например, в сфере импортозамещения главная инициатива – поправки в законодательство, обязывающие госкомпании и компании, получающие господдержку, осуществлять фиксированную долю покупок в России, а покупки за пределами страны планировать «в особом режиме», который пока не определён. В банковской сфере предполагается ослабление банковского надзора, хотя подобная идея уже была категорично отвергнута Банком России. Среди основных мер поддержки частных компаний – продление программы антикризисных гарантий и длинные льготные кредиты ВЭБа резидентам особых экономических зон, причем сами эти зоны как объект особого внимания в документе не упоминаются.
Одна из радикальных мер – освобождение от уплаты НДС при импорте не производящихся в РФ комплектующих, материалов и полуфабрикатов и, возможно, технологического оборудования. А медиаотрасль в части полиграфии и мелованных сортов бумаги предлагала это неоднократно. Но нас никто не слышал.
Торговле МЭР предлагает помочь запретом на внесудебную ликвидацию объектов нестационарной торговли и некоторой её либерализацией, причем конкретные проекты появятся только во второй половине 2015 года. Я бы к этому добавил с горечью, что почти 13 тысяч киосков прессы в стране ликвидированы именно во внесудебном порядке, и борьба с региональными чиновниками за их спасение была нами проиграна.
Предложено также отсрочить либерализацию рынка труда и замораживание зарплат в госмонополиях.
В общем, план Минэкономразвития представляет по большей части повторение антикризисных мер, применявшихся в 2008-2009 годах.
Применительно к малому бизнесу нелишне вспомнить, что Минпромторг в своих письмах в регионы и разработках неоднократно обращался к субъектам РФ с рекомендацией не гнобить малый бизнес и оказывать ему всяческую поддержку. Кроме того, нельзя не вспомнить Минкомсвязи, которое издавало приказы (к примеру, приказ №197) о поддержке распространения газет и журналов. И всё это было тщетно. Малый бизнес вообще и киоски прессы в частности гнобили, гнобят и, подозреваю, будут гнобить и дальше.
Все антикризисные и вполне разумные предложения МЭР по-хорошему следовало бы реализовать давным-давно, в пользу этого говорит простой здравый смысл. Но это не делалось, несмотря на их очевидность. Могу предположить, что новые предложения команды Улюкаева могут оказаться очередными плитками на дороге, ведущей в ад. Косметикой делу не поможешь, и наша экономика уже не выправится от вполне понятных, необходимых мер поддержки малого бизнеса, сокращения зимних каникул, пересмотра пенсионного возраста и др. Всё это пудра, а серьёзные болезни ею не лечатся.
Как тут не вспомнить старый одесский анекдот начала прошлого века: когда в борделе плохо идут дела, надо менять не вывеску и мебель, а девочек.
Источник: Блог Александра Оськина на сайте радиостанции "Эхо Москвы"