Необходимо:
- чтобы любой потребитель у себя в городе имел возможность приобрести товар на любой вкус и мог купить его по справедливой цене на приемлемых и комфортных условиях;
- чтобы любой производитель качественной продукции мог удобно, предсказуемо, постоянно, легально и за справедливую цену продавать свой товар;
- чтобы любой субъект торговли (предприниматель) мог легально работать и комфортно открывать и расширять свой торговый бизнес, независимо от размеров этого бизнеса.
Под развитием торговой отрасли в настоящей Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.
Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания.
Каждый из форматов обладает для потребителя своими преимуществами:
крупные сетевые форматы – многообразием товаров, удобством выбора;
магазины шаговой доступности – индивидуальным подходом, возможностью приобрести редкий нестандартный товар;
рынки или ярмарки, нестационарная, мобильная и иные малые форматы торговли – возможностью приобрести самый свежий сезонный товар, товар небольших местных производителей;
и так далее.
Органы власти и местного самоуправления не должны препятствовать развитию отдельных форматов торговли (и/или отдельных товарных специализаций), в том числе устанавливать предельную численность торговых объектов или иным образом определять достаточность их количества в конкретных местах. Указанную функцию должен выполнять рынок, то есть хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, которые предполагают развивать бизнес на конкретной территории.
Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей.
Мы определили следующие задачи, которые необходимо решать для достижения поставленной цели:
1.Развитие механизмов саморегулирования
Развитие саморегулирования не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно координировать эти процессы и содействовать развитию отрасли.
Введение институтов саморегулирования является обязательным элементом развития экономики, основанной на рыночных, а не директивных началах, на добровольном введении и последовательном применении операторами рынка ограничений и правил надлежащей предпринимательской практики и заключении вследствие этого социального договора с государством о минимальном вмешательстве власти в такую деятельность.
2. Развитие малого торгового бизнеса
Необходимо учитывать, что с экономической точки зрения малые форматы, как правило, по объективным причинам менее эффективны, чем крупный ритейл.
При этом именно малые форматы могут обеспечить выполнение таких специфических функций, как индивидуальный подход к покупателям, возможность работы в узкой товарной специализации (например, специализированные булочные и мини-пекарни, мясные лавки, печать и пресса, другие).
Вместе с тем, малые форматы являются зачастую единственным каналом сбыта для мелких и средних отечественных производителей (в первую очередь сельскохозяйственных и продуктов питания), производителей уникальных и «штучных» товаров, в том числе изделий народных художественных промыслов и ремесленничества.
Специализированные малые форматы торговли печатной продукцией – киоски, павильоны, пресс-стенды (продажа прессы с рук или лотков) являются ключевым и безальтернативным каналом дистрибуции периодических, прежде всего ежедневных, печатных средств массовой информации. Без этих каналов сбыта не может существовать газетно-журнальный издательский бизнес.
Малые торговые форматы также обеспечивают самозанятость граждан и являются самыми распространенными стартовыми площадками для начинающих предпринимателей.
Для представителей малого торгового бизнеса наиболее остро стоит вопрос уверенности в завтрашнем дне, гарантированности предпринимательских прав, так как зачастую местные власти оказывают на них избыточное административное давление, искаженно трактуя действующее законодательство и ошибочно недооценивая роль малых торговых форматов в экономике страны.
В рамках этой задачи мы говорим о развитии мобильной, ярмарочной, нестационарной торговли, торговли на продовольственных и сельскохозяйственных рынках, вендинга, малого семейного торгового бизнеса.
3. Развитие дистанционной торговли
Основными факторами, влияющими на развитие электронной торговли, телеторговли, торговли с использованием каталогов, телекоммуникационных и иных средств доведения до потребителя информации о реализуемых товарах, являются:
1)доступ населения к Интернету, телевидению;
2)развитая система почтовой и курьерской доставки (в зависимости от вида дистанционной торговли);
3)развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей;
4)большая территория страны и невысокая плотность населения.
Особенно важным является развитие инструментов качественной и быстрой доставки товаров с охватом всех населенных пунктов Российской Федерации, в том числе путем продолжения начавшейся модернизации ФГУП «Почта России».
4. Поддержка специфических социально-ориентированных торговых форматов
То есть специфических сегментов розницы, имеющих ярко выраженное социальное значение – реализация свежих скоропортящихся продуктов питания, фермерской продукции, печатной продукции, народных и художественных промыслов, изделий ремесленничества, специфических локальных продуктов и изделий.
5. Развитие современного оптового продовольственного звена
Здесь мы говорим о создании системы оптовых продовольственных рынков, задача которых - инфраструктурно поддерживать развитие конкурентной среды для производителей и торговли всех форматов. Благодаря их созданию достигается возможность максимально сократить путь продукции от производителя до потребителя и обеспечить всем торговым организациям и частным предпринимателям в сфере торговли вне зависимости от формата торгового бизнеса равный доступ к одинаково качественной продукции в широком ассортименте.
6. Развитие современных сетевых торговых форматов
Торговые сети относятся к современным форматам торговли, оказывающим положительное влияние на развитие Российской экономики. Они способствуют привлечению иностранных инвестиций, и сами являются важными инвесторами в экономику страны. Торговые сети создают новые рабочие места, предлагают своим покупателям широкий ассортимент товаров и являются крупными налогоплательщиками.
Недостаточное развитие торговых сетей и их низкая конкуренция друг с другом приводят к ограничению возможностей крупных производителей товаров для сбыта произведенной продукции, так как крупные торговые сети являются таким же важным каналом сбыта для крупных товаропроизводителей, каким малые торговые форматы являются для мелких и средних товаропроизводителей.
При этом крупные торговые сети с известными брендами могут взаимодействовать с малым, в том числе семейным, торговым бизнесом и способствовать его развитию с применением механизмов франшизы.
7. Совершенствование нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
Одним из основных механизмов построения полноценной «матрицы» торговых форматов является введение усовершенствованных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Утвержденные на сегодняшний день нормативы не отражают реальную ситуацию, поскольку учитывают абсолютно все торговые объекты вкупе, не дифференцировано по форматам, то есть открыв один крупный торговый центр и ни одного малоформатного магазина можно достичь заданного норматива.
В связи с этим необходимо ввести дифференцированный подход, предусматривающий, помимо общего, дополнительные виды нормативов:
- нормативы для продовольственных торговых объектов местного значения в зависимости от масштаба населенного пункта;
- нормативы обеспеченности рынками и ярмарками.
Система нормативов и индикативных показателей должна применяться региональными и местными властями при планировании развития соответствующих территорий и населенных пунктов.
Также, документом предусмотрено решение других задач, которые также важны, например:
- создание системы адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам по аналогии с американским food stamps. Эта программа стимулирует и розницу и отечественных производителей продуктов питания;
- установление единообразных подходов к выполнению мероприятий Стратегии и формированию единой торговой политики в субъектах Российской Федерации, в том числе путем установления KPI для субъектов, методической и консультационной поддержки регионов;
- повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах;
- улучшение имиджа торговой отрасли
- повышение эффективности и сбалансированности регулирования отношений в области торговой деятельности.
При последовательном, методичном и грамотном выполнении мероприятий, предусмотренных Стратегией, мы сможем уже в ближайшие годы приблизиться к поставленной цели – созданию комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как торговцев, так и отечественных производителей).
Кроме того, Стратегией обозначены целевые индикаторы, отражающие развитие торговли, многоформатной торговой инфраструктуры, предпринимательской активности, такие как:
- количество организаций и ИП в сфере розничной торговли;
-количество стационарных торговых объектов всех форматов;
- обеспеченность населения площадью торговых объектов (показатель будет дифференцированный по форматам);
- количество нестационарных и мобильных торговых объектов, торговых мест на ярмарках и рынках;
- доля интернет-торговли
- динамика инвестиций в основной капитал в сфере розничной торговли.
В дальнейшем, для регионов будут определены KPI, соотносящиеся с данными целевыми индикаторами.
Мы не говорим о перераспределении долей или переделе рынка, а лишь о том, что при равных правах и гарантиях для всех торговых форматов и минимизации административного давления, она будут развиваться.
Источник: Минпромторг