В типографиях говорят о снижении тиражей и объема изданий. Одна из главных причин — рост стоимости печати для большинства журналов — бумага для них привязана к курсу евро.
Журнал «Деловой квартал» (входит в холдинг «Абак-пресс») сокращает периодичность издания в Екатеринбурге до двух номеров в месяц. Об этом рассказали рекламные партнеры издания. По сведениям „Ъ”, журнал с февраля будет выходить по понедельникам каждую вторую и четвертую недели месяца. До этого журнал выходил каждый понедельник. В издании информацию не комментируют, ссылаясь на отсутствие соответствующего приказа директора. Генеральный директор Галина Деменева на запрос „Ъ” вчера не ответила. Напомним, на минувшей неделе руководство «Абак-пресс» приняло решение о закрытии печатных версий журнала «Деловой квартал» в Новосибирске, Красноярске и Ростове-на-Дону. Руководитель продвижения «Делового квартала» Евгений Гринберг пояснял, что это связано с долгосрочной стратегией развития холдинга, который намерен оптимизировать ресурсы и сконцентрировать силы на самых эффективных продуктах. При этом местные порталы сети DK.RU продолжат работать в прежнем режиме. «В остальных городах (Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород и Челябинск. — „Ъ”) все издания будут выходить в штатном режиме, никаких изменений на данный момент не планируется», — пояснял тогда господин Гринберг.
Участники рынка отмечают, что сейчас все печатные СМИ испытывают трудности из-за сокращения рынка рекламы и увеличения стоимости услуг типографий. «Денежные объемы рекламного рынка в прошлом году снизились особенно сильно в рекламных изданиях и журналах — примерно на 13%, на 7% — в газетах. При этом существенно выросли затраты на печать. Если говорить о глянцевых журналах, то типографии закупают бумагу, компоненты, оборудование в евро, поэтому с ростом курса валюты сильно изменилась и себестоимость печати. Рост составил порядка 40%», — говорит собеседник „Ъ” на рынке. Сокращения объемов печатных СМИ зафиксировали и в типографиях Екатеринбурга. «Наши партнеры начинают сокращение тиражей. В среднем на треть. Кто-то экономит на плотности бумаги или снижает объем страниц», — рассказала „Ъ” директор производственной компании «Бьюти Пак» (печатает глянцевые журналы, в том числе «Выбирай») Елена Емельянова. По ее оценкам, зарубежная бумага на конец года выросла в цене на 50%, российская — на 30%. В январе эта тенденция продолжилась.
«Мы оптимизировать печатную версию журнала не собираемся, — говорит генеральный директор издания „Эксперт-Урал” Дмитрий Толмачев. — Мы, конечно, вкладывались в развитие online-версии, обновили сайт, но я не вижу пока необходимости отказа от печатной версии». По его словам, в этом году кризис в отрасли для журнала должен быть минимален из-за диверсификации доходов. «В 2008 году для нас, как и для других участников рынка, все было плохо, так как 90% доходов было от рекламы. Сейчас у нас доходы от рекламы занимают лишь половину, остальное — это продукты нашего аналитического центра», — отметил господин Толмачев. О диверсификации говорит и учредитель ИД «Банзай» (выпускает журналы «Банзай», «National Business») Юрий Матвеев. «Мы, например, делаем упор на развитие event-направления. Занимаемся организацией в Екатеринбурге Венского фестиваля музыкальных фильмов, регаты, экстремального туризма. Сейчас разрабатываем проекты с нашим гольф-клубом. Кроме того, я не исключаю, что мы можем и объединиться с кем-то для создания новых продуктов», — рассказал господин Матвеев. По его словам, издательский дом не планирует оптимизировать печатную версию журнала, а в случае необходимости может использовать другие ресурсы. «В частности, можно перейти на печать на российской бумаге, которая стоит на 20–30% дешевле. Кроме того, возможно обсудить с авторами снижение гонораров, а также уменьшить объем журнала за счет сокращения контента», — пояснил господин Матвеев.
Издатель «Екб.Собака.Ru» Елена Теребенина рассказала, что готовила свой холдинг к кризису в течение всего 2014 года. «Я пересмотрела штат сотрудников и оптимизировала затратную часть — это работа с типографиями, с наемными фотографами. В итоге, к концу прошлого года я уже подошла с оптимизацией затратной части на 40–50%. Кроме того, так как в конце года у нас выходит сдвоенный номер журнала, мы договорились с сотрудниками о том, что в декабре никто не выходит на работу и занимается своими проектами, а компания экономит на выплатах», — пояснила госпожа Теребенина.
Сложную ситуацию на рынке печатных СМИ признают в Минкомсвязи РФ. «Рекламный рынок в кризисе. Если не принимать никаких мер, то многие СМИ, особенно региональные, закроются. Поэтому участники рынка подготовят предложения, направленные на либерализацию законодательства, чтобы у СМИ появилась возможность получить дополнительные источники заработка, иначе мы не переживем 2015 год с существующим количеством СМИ»,— ранее заявил „Ъ” заместитель министра Алексей Волин. По его словам, при Минкомсвязи создается рабочая группа, куда войдут представители медиа-индустрии и министерства.
Игорь Лесовских, Татьяна Дрогаева
Источник: Коммерсантъ (Екатеринбург)
Похожие материалы: Оренбург озвучил первые итоги подписной кампании