В связи со значительным падением курса национальной валюты, цены на типографские услуги, которые являются одной из самых затратных статей бюджета издательств, выросли на 30-40%. Вследствие этого сильнее всего на себе это ощутили «глянцевые» журналы, печатающиеся в европейских типографиях или на зарубежной бумаге. Ситуацию усугубляет и общее снижение деловой активности, что привело к сокращению числа рекламодателей. Это ставит под угрозу не только объем тиража издания, финансовую стабильность и целостность кадрового состава, но и будущее всего журнала.
Типографское золото
Для печатных изданий большая часть расходов приходится на услуги типографий. Соответственно, изменение стоимости бумаги и, как следствие, конечной цены печати напрямую отражается на экономическом положении издательств.
«Часть журналов печатается на офсетной бумаге, которая поставляется из Европы. Соответственно, из-за роста курса евро стоимость товара выросла на 30-40%. Повышение не очень высокое только благодаря определенным запасам бумаги на складах типографий. Дальнейшее повышение ожидается в пределах 50-60%», — рассказала директор журнала «Выбирай» Ирина Кривоногова.
По ее словам, сейчас редакции и типографии стараются найти альтернативу европейской бумаге среди российских производителей.
«Практически вся бумага для типографий поставляется из стран Европы и Азии, а ее стоимость выставляется либо в евро, либо в долларах США. Помимо бумаги существуют и другие расходы, такие как пленка, клей, промывочные средства. Эти товары также привязаны к курсу валют. На данный момент по бумагам рост цен составил от 20-50%», — пояснил коммерческий директор типографии Good Print Игорь Галыгин.
Резкие скачки курсов валют заставляют некоторые «глянцевые» журналы менять политику издания. Так, руководство уральского журнала «Стольник» было вынуждено отказаться от услуг типографии в Польше, где он долгое время издавался.
«В связи с ростом курса европейской валюты изданию пришлось покинуть типографию в Польше и перейти в российскую. Помимо этого, печать журнала теперь будет производиться на российской бумаге, что приведет к небольшому ухудшению качества. За счет этого планируется зафиксировать и оптимизировать цены», — рассказал коммерческий директор журнала Владимир Кузнецов.
По словам руководителя Good Print, на отечественном рынке сейчас есть несколько производителей бумаги, которые могут соответствовать по уровню качества европейскому товару. Однако пока бумага не будет протестирована, типографии не будут предлагать клиентам. Кроме того, пока непонятно, какова будет ее цена, и сможет ли она конкурировать с зарубежными аналогами.
Бизнес сокращает расходы на рекламу
Ситуация осложняется тем, что количество рекламодателей, от которых идет основной доход «глянцевых» изданий, заметно снизилось. По прогнозам Ассоциации коммуникационных агентств России, уже в первом полугодии 2015 года рынок рекламы в печатных СМИ может сократиться на 30%.
«Прошлый год, начиная с весны 2014 года, был очень тяжелым для периодической печати. Все надеялись на то, что осенью будет подъем, но его не произошло. В это время некоторые клиенты начали отказываться от рекламы в издании, другие продолжали подавать рекламу в надежде на выравнивание ситуации. Но ее не произошло», — рассказал представитель журнала «Стольник».
Такого же мнения придерживаются в издательстве журнала «Выбирай». По словам руководителя издания, с конца осени 2014 года компании заняли выжидательную позицию в надежде, что в начале 2015 года ситуация улучшится. Однако часть из них не смогла выжить в новых условиях и покинула рынок. Согласно ее прогнозам, закрытия бизнеса будут продолжаться и дальше, но некая доля компаний, готовых вкладываться в рекламу, останется.
Смена парадигмы
В нынешней ситуации издательствам приходится пересматривать политику ведения бизнеса: переходить в режим экономии и сокращать расходы.
«Начиная с декабря прошлого года, некоторые компании стали снимать рекламу. Кто-то совсем отказался от рекламы, другие сократили объемы. В нынешних условиях мы стараемся активней оптимизировать внутренние ресурсы, к примеру, отказаться от фриланса», — рассказал главный редактор журнала «Недвижимость» Радик Шараев.
В журнале «Выбирай» намерены оптимизировать небольшие текущие расходы. Как уверяют в издании, сокращение рабочего штата и уменьшение объемов тиража журнала не предвидится.
Несмотря на снижение рентабельности бизнеса, повышать цены на свои услуги в изданиях пока не планируют.
«Мы не повышаем цены для наших рекламодателей. В некоторых случаях делаем скидку на наши услуги, для того чтобы помочь нашим клиентам, — пояснил коммерческий директор журнала «Стольник». — Несмотря на неустойчивое положение, февральский выпуск журнала не будет отличаться качеством, тираж также останется на высоком уровне. Мы считаем, что это поможет нашим рекламодателям, которые, несмотря ни на что, продолжают инвестировать деньги в рекламу».
Вместе с тем некоторые участники рынка заявили о намерении уделить большее внимание интернет-версиям своих изданий.
«Сейчас ситуация довольно тяжелая. В связи с сокращением объемов печатной продукции в этом году наша задача — сделать основную ставку на интернет-версию нашего журнала. Мы стараемся создать более удобный для наших читателей интернет-контент», — сказал главный редактор журнала «Недвижимость» Р. Шараев.
По прогнозам руководителей «глянцевых» изданий Екатеринбурга, к концу 2015 года на рынке печатных СМИ Екатеринбурга останутся те издания, которые придерживаются гибкой ценовой политики, у кого есть ресурсы, грамотное управление и наработанная программа действий. Так, по словам экспертов, в 2014 году уже покинули рынок несколько небольших изданий. В этом году тенденция продолжится. Те, кто останется, зарекомендует себя как эффективное предприятие.
«Ситуация, которая сложилась в конце 2014 года, несколько сложнее, чем в 2008 году. В прошлый раз не было такого массового ухода с рынка игроков малого и среднего бизнеса, которые являются основными рекламодателями. Но опыт прошлого экономического кризиса психологически помогает справиться с проблемами, которые мы ощущаем сейчас», — сказала Ирина Кривоногова.
В издательствах ожидают, что несмотря на кризис, бизнес будет вынужден рекламироваться для того, чтобы привлекать новых клиентов и оставаться на плаву. При этом борьба за рекламодателя среди изданий будет обостряться. Участники рынка прогнозируют, что в этом году можно ожидать перехода рекламодателей из крупных изданий в небольшие и узкоспециализированные.
Источник: УралБизнесКонсалтинг
Фотография: dela.ru
Оригинальное название: Смерть «глянца» в руках рекламодателей
Похожие новости: Sanoma не исключает роста цен на глянец