Законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части размещения нестационарных торговых объектов по реализации газет и журналов)

Публикуем текст законопроекта о внесении поправок в закон "О торговле" (внесен в Госдуму депутатом А.В.Тумановым, первым заместителем председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи).

Проект  

Федеральный закон

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

 

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ 

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 2; 2010, № 52, ст. 6984; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7643; 2013, № 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) Статью 2 дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Нестационарные торговые объекты по реализации газет и журналов – нестационарные торговые объекты, осуществляющие розничную торговлю газетами и журналами, при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте не менее 40 процентов.»;

2) дополнить статьей 101 следующего содержания:

«Статья 101. Особенности размещения нестационарных торговых объектов по реализации газет и журналов

1.  Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение нестационарных торговых объектов по реализации газет и журналов. Количество таких объектов в схеме размещения нестационарных торговых объектов должно быть не менее чем количество объектов, которое было до утверждения указанной схемы.

2. Целевое использование места размещения нестационарного торгового объекта по реализации газет и журналов не подлежит изменению в ходе эксплуатации данного места или при смене лица, использующего данное место.

3. Срок действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта по реализации газет и журналов не может быть менее 3 лет. После окончания действия разрешения, преимущественное право на предоставление места размещения нестационарного торгового объекта, имеет лицо, использовавшее до этого момента данное место.

4. Размер платы за выдачу разрешения на размещение нестационарного торгового объекта по реализации газет и журналов не может быть больше размера арендной платы за земельный участок соответствующей площади, расположенный по тому же адресу.

5. В случае предоставления разрешения на размещение нестационарного торгового объекта по реализации газет и журналов на торгах (конкурсах, аукционах), данные торги (конкурсы, аукционы) проводятся только в отношении новых мест размещения нестационарных торговых объектов по реализации газет и журналов, при этом целевое назначение места размещения нестационарного торгового объекта по реализации газет и журналов при выставлении на торги (конкурсы, аукционы) не подлежит изменению.»;

3) в статье 5:

а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:

«2) Утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по типу реализуемых товаров: продовольственные товары, непродовольственные товары, средства массовой информации (газеты и журналы)»;

б) пункт 1 части 2 изложить в следующей редакции:

«1) Утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли по направлениям продовольственные товары; непродовольственные товары, средства массовой информации (газеты и журналы)»;

4) пункт 3 части 1статьи 6 изложить в следующей редакции:

«3) Установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации по группам товаров продовольственные, непродовольственные, средства массовой информации (газеты и журналы)»;

5) в статье 19:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов – основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров, средств массовой информации – газет и журналов для населения и удовлетворения спроса на такие товары»;

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для отказа в предоставлении мест размещения стационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по реализации газет и журналов»;

6) часть 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«1. Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при участии некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов торговой деятельности по группам соответствующих товаров, разрабатывают соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»;

7) в статье 10:

а) дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. В схему размещения нестационарных торговых объектов изменения могут вноситься не чаще одного раза в год, в порядке, предусмотренном для ее разработки и утверждения».

б) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. В схему размещения нестационарных торговых объектов включаются все нестационарные торговые объекты по реализации газет и журналов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для отказа в предоставлении мест размещения нестационарных торговых объектов по реализации газет и журналов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы».

Президент

Российской Федерации

***

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Начиная с осени 2010 г. Во всех регионах России в массовом порядке демонтируются объекты уличной мелкорозничной торговли. Будучи оправданной мерой в целях придания цивилизованного вида улицам городов, данная политика муниципальных властей не учитывает принципиальной разницы в торговле потребительскими товарами и прессой. Печатное слово – социальный инструмент, средство общения граждан между собой и государства со своими гражданами. По данным Фонда общественного мнения в условиях растущей интернет аудитории около 40% россиян продолжают пользоваться печатной продукцией в качестве источника информации и мнений.

 Известно, что издательский бизнес зарабатывает двумя равновесными способами – продажей собственно продукта и рекламных площадей в нем. Объем поступлений от рекламы прямо пропорционален количеству продаваемых тиражей. Чем выше тираж, тем больше рекламодателей и дороже цена рекламного пространства. Отсюда вытекает простейшая обратная последовательность: сокращение точек продаж и, прежде всего – традиционных, ведет к падению тиража, что обуславливает уход рекламодателя. Таким образом, сокращение проданных тиражей приводит к непропорционально большому сокращению доходов.

Не менее важный аспект уничтожении киосковых сетей – сокращение рабочих мест. По форме собственности киосковая дистрибуция за пределами больших городов представляет собой мелкие семейные предприятия, собственники и работники которых формируют столько необходимый для стабильности государства средний класс.

В отрасли широкое хождение имеет версия о том, что государство сознательно выживает многочисленных мелких участников распространения, чтобы было удобно контролировать печатные информационные потоки через легко управляемые сети крупного ритейла. Иные версии не находят рационального объяснения.

Учитывая, что, выдвигая требования о сносе, местные власти опираются на Федеральный Закон № 381-ФЗ от 29.12.2009 г., был выработан перечень первоочередных поправок именно в этот Закон.