И частные и государственные СМИ ищут наиболее экстенсивные пути выхода из сложившейся ситуации, стараясь понести как можно меньшие экономические потери, сохранив при этом как можно больше рабочих мест. Сокращения первой волны составляют около 10% - 15%, в то время как вторая волна грозит уже 20% - 25% сокращений штатов СМИ, в течение только лишь 2015 года. На примере наиболее востребованных категорий СМИ и их представителей можно проследить эффективность принимаемых антикризисных мер, а так же, наиболее выгодные и экономически устойчивые форматы современных СМИ.
Печатные СМИ
Редакция «Российской газеты» (федеральное правительственное издание) - Гендиректор Павел Негоиц, по словам которого, кризис несомненно повлиял на усиление программы оптимизации, но в основном сокращения были плановые, следующая же волна увольнений ожидается уже весной. Целью является создание как можно более эффективной структуры предприятия.
- ФГБУ «Редакция «Российской газеты»» как любое госпредприятие получает бюджетные ассигнования - в этом году уже прошло их 10%-ое понижение. Учитывая опыт экономической ситуации 2008 года, сокращения штата неизбежны( 2008-2009гг.- сокращено около 15% работников(200 человек)), но как только экономическая ситуация начнет восстанавливаться, структурные расширения не заставят себя ждать.
Издательский дом «Комсомольская правда»( «Советский спорт», «КП», «Экспресс-газета»). По словам гендиректора, Владимира Сунгоркина, в случае развития и ухудшения кризисной ситуации, будут сокращены еще 10% работников, независимо от того, что на протяжении всего 2014 года, в связи с программой оптимизации уже было сокращено около 15% штата.
«Вечерняя Москва»( газета московского правительства ). Гендиректор Александр Чекшин, рассказывает, что «Вечерка» ведет антикризисную работу уже достаточно долго (примерно с августа-сентября). Оптимизация затрат включила в себя сокращение гонорарного фонда, сокращение персонала редакции и дирекции( 12% в целом). В ближайшее время крупных сокращений не планируется.
«Коммерсант». Главный редактор издания, Сергей Яковлев, дает оптимистичную оценку сложившейся ситуации, не желая строить предположений заранее. В издательстве не планируются сокращения в 2015 году, все будет зависеть от дальнейших экономических показателей.
Интернет-издания
Lenta.ru (входит в Rambler & Co.). Главный редактор Алексей Гореславский. В преддверии развития кризиса в 2015, издание рассталось с 10% сотрудников.
Радиостанции
«Эхо Москвы»( входит в холдинг «Газпром-Медиа») Гендиректор Михаил Демин заявил об оптимизации – будет сокращён зарплатный фонд, но в то же время , пока что, речь не идет о массовых сокращениях.
Телеканалы – «Экономим на контенте»
«НТВ». Гендиректор Владимир Кулистиков, сообщает, что телевидение на данный момент не ощущает кризиса, поэтому о сокращениях персонала речи не идет. Но даже если экономическая ситуация будет ухудшаться, в телевизионной сфере люди пострадают от сокращений в наименьшей степени, так как зарплаты работников – это не самая затратная статья бюджета. С большей вероятностью телеканалы, будут договариваться о новых контрактных условиях с поставщиками контента. Непосредственно телеканал НТВ пока не ведет и не планирует подобного рода переговоры, так как имеет достаточную базу уже реализующихся программ.
«Общественное телевидение России» (ОТР). Мнение гендиректор ОРТ, Анатолия Лысенко, значительно отличается от сказанного Владимиром Кулистиковым( гендиректор телеканала «НТВ»). Но и финансовая устойчивость каналов имеет конечно разные уровни. ОРТ только стал восстанавливать свои позиции, после перенесенных финансовых трудностей, в связи с которыми на телеканале и так уже прошли массовые сокращения. Сейчас ситуация стабильна и руководство не планирует продолжать сокращение штата в 2015г.
«ВГТРК» («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Культура»). Заместитель гендиректора ФГУП ВГТРК Дмитрий Медников:
- «Для нас, самая важная задача – сохранить людей!» - такую позицию принимают в руководстве «ВГТРК», поэтому о сокращении сотрудников не может быть и речи, даже при условии дальнейшего развития экономического кризиса.
«Дождь». Гендиректор Наталья Синдеева, затруднилась ответить на вопрос о дальнейшем сокращении штата, в связи с кризисом. Телеканал переживает сейчас не лучшие времена( потеря помещения в офисном комплексе «Красный Октябрь») – еще весной 2014г. проведена крупная оптимизация, сократившая коллектив телеканала в половину, оставшимся сотрудникам была урезана зарплата( порядка 30%).
Холдинги( Печать+Радиовещание+Телевещание+Интернет-издания)
Проекты РБК(газета РБК, одноименный журнал и сайт, а также агентстве Quote.ru ). Шеф-редактор Елизавета Осетинская, признаёт, что 2015 год может стать на порядок тяжелее для СМИ, чем тот же самый кризисный 2008, но в то же время, речи о сокращении редакционного состава нет.
Медиахолдинг «Газпром-Медиа» (телеканалы ТНТ, НТВ, радиостанции «Эхо Москвы», «Сити FM» и проч.) По словам нынешнего гендиректора Дмитрия Чернышенко, медиахолдинг подвергнется крупной оптимизации. После крупнейшей сделки по покупке компании «ПрофМедиа»(Ттелеканалы «ТВ-3», «Пятница!» и «2×2»; радиостанции «Авторадио», «Романтика», «Юмор ФМ», «Энергия» и кинокомпании «Централ Партнершип») перед руководством холдинга стоит задача максимальной экономии.
Издательский дом Look At Media («Look At Me», «The Village», «Fur-Fur», радио «Follow Me»). Гендиректор Алексей Аметов, разъяснил, что сейчас положение издательского дома стабильно и сокращения не планируются, но если экономическая ситуация продолжит усугубляться, оптимизация будет необходима, следовательно пройдет череда увольнений.
Корреспондент информационного агентства «Деловые Новости» обсудил грядущие сокращения штата СМИ с Дмитрием Андреевым, независимым экспертом в области медиа рынка России: «Из-за тяжелой экономической ситуации были сняты почти все медийные бюджеты, в следствии чего начались массовые сокращения. В первую волну на рынке СМИ наблюдаются сокращения в пределах 10%-15%, что уже не мало, но не за горами и вторая волна, которая принесет уже от 20% до 25% сокращений.
Сокращенные кадры из медийной сферы могут начать переходить в госсектор. Возможно, в ближайшее время на рынке СМИ появится новый сектор – медиа, которые будут специализироваться лишь на одной узкой тематике. Рекламодателям вкладываться в такие медиа выгодно – они направлены на определённую группу населения, следовательно товар дойдет до покупателя быстрее, тем более, что не все рекламодатели обладают достаточными ресурсами, для распространения своей рекламы в медийных гигантах».
Источник: Деловые новости
Оригинальное название: СМИ накроет второй волной сокращений
Похожие новости: Медиакризис на примере РБК