У подавляющего большинства ведущих печатных изданий зафиксировано значительное снижение тиражей. «Аргументы и факты» снизили тираж на 5%, «Комсомольская правда» на 8%, а известный таблоид «Жизнь» рухнул сразу на 28%, приводит данные по 3 кварталу 2014 года бюро тиражного аудита ABC.
Тиражи популярных глянцевых изданий также показывают спад – Menshealth теряет 14%, Maxim 11% и даже в Cosmopolitan фиксируют снижение на 2%.Традиционно считается, что рост тиража вызван уходом читателя в интернет, но сейчас это не основная причина «вымирания» печатной продукции.
«Сужение рекламного рынка, проблемы с распространением по почте, уничтожения киосков – в сложившихся условиях выпускать газету в нынешнем виде станет невозможно уже через два месяца», — сказал на круглом столе руководителей региональных СМИ главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов.
Если сюда добавить сюда существенно повышение цен на бумагу, о чем мы писали ранее, и подорожание печати, ситуация складывается и вовсе катастрофическая. «Наша мелованная бумага подорожала на 50-60%, газетная тоже дорожает, но не такими темпами — на 10-15%», — объясняет президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев.
Печать дорожает на 10-15% — в ее стоимость приходится цены на пластины, краски и химикаты, которые имеют импортное происхождение. А соответственно приобретаются за валюту. Растут и затраты на распространение и доставку прессы. В прошлом году правительство лишило «Почты России» дотаций на доставку газет и журналов. Раньше на эти цели выделялось 3 млрд рублей ежегодно, теперь это лишь несколько миллионов. Падение подписных тиражей уже достигло 20%.
Но по подписке распространяется лишь четверть газетных и журнальных тиражей, остальное уходит через точки розничной торговли. Здесь главная проблема – это низкая рентабельность газетных киосков, которые являются основными распространителями прессы. Множество киосков закрыто, никто не хочет идти на маленькие зарплаты киоскеров.
В нынешней ситуации на рекламу совсем не приходится рассчитывать. В прошлом году рынок рекламы в печатных СМИ сократился аж на 11%. В Минкомсвязи от отчаяния даже задумались над тем, чтобы вернуть рекламу табака и алкоголя в печатные СМИ.
фото: ФБА «Экономика сегодня», Евгения Авраменко
Павел Бойков
Источник: Экономика сегодня
Оригинальный заголовок: Печатные СМИ на грани исчезновения
Похожие новости: Проблемы медиаотрасли России: от частного к общему