Модернизация системы учета налогов застопорила регистрацию новых компаний

Внедрение новой информационной системы стоимостью чуть менее 5 млрд руб. в налоговой службе обернулось задержками в регистрации предпринимателей и компаний по всей стране.

Ждите ответа

Москвич Роман Блохин 30 января 2015 года подал документы в ИФНС № 46 по Москве, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). По регламенту ФНС регистрационные действия должны занять не более пяти рабочих дней, но и 18 марта Блохин не стал полноценным ИП. «Запись в ЕГРИП о том, что я стал предпринимателем, внесена еще 5 февраля, но до сих пор я не получил в ФНС свидетельство о постановке на налоговый учет», — рассказал он РБК.

Создательница онлайн-сервиса iLoveIP, помогающего предпринимателям подготовить документы для регистрации ООО или ИП, Светлана Малахова рассказала РБК, что проблемы существуют не только в Москве.

«Нам известны случаи в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Иркутске, — сообщила она. — В этих городах существуют задержки до двух недель».

Уполномоченный по правам предпринимателей города Москвы Михаил Вышегородцев сказал РБК, что к нему поступило несколько обращений от предпринимателей с такой проблемой. По его словам, их вопрос был решен «в ручном режиме».

По данным ФНС, за январь-февраль 2015 года в России было зарегистрировано 108 192 индивидуальных предпринимателя, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Статистика по регистрации юридических лиц негативная: новых компаний за два первых месяца появилось в 2,5 раза меньше (26 820), чем годом ранее (68 940).

Без бумажки нет бизнеса

Отсутствие у предпринимателя или компании оригиналов документов о постановке на учет в налоговой (даже при внесении в реестр юрлиц или ИП) не позволяет вести бизнес, отмечает Малахова. «Нельзя открыть счет в банке, а без этого — принимать платежи и заключать контракты», — объясняет она. «Я решил зарегистрировать ИП, чтобы вести бизнес легально и платить налоги, а теперь не могу заключить контракт с клиентом, — сетует Блохин. — Получается, что власти говорят о поддержке бизнеса, упрощении процедур, а на деле не могут несколько месяцев отладить процесс регистрации».

Это не так, спорит чиновник правительства Москвы. Он рассказывает, что руководитель УФНС по Москве Марина Третьякова, с которой он разговаривал, взяла проблему под личный контроль и пообещала решить ее в течение месяца. По его словам, в сложных случаях, например, когда документы нужны для получения кредита, вопрос решается в ручном режиме.

«Сотрудники ФНС работают сутками, чтобы устранить неполадки, — говорит источник РБК, близкий к ФНС. — Мы надеемся, что все проблемы будут решены в течение ближайшей недели-двух». Представитель ФНС не комментирует ситуацию.

В чем проблема

Проблема возникла в связи с переходом ФНС на новый программно-технический комплекс «Налог-3», рассказали РБК источник, близкий к ФНС, и чиновник правительства Москвы. Об этом также знает замгендиректора консалтинговой компании «Бизнес Лайтхаус» Александр Денисенко. По его словам, задержки начались 12–15 декабря 2014 года: «По нашим клиентам средний срок задержки составляет семь дней. Если задержка превышает этот срок, мы пишем жалобу в ФНС, и они ищут наши документы в ручном режиме».

В сентябре 2013 года начальник отдела системного проектирования центра безопасности информации ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС» (ГНИВЦ) Андрей Щеверов объяснял в интервью PC Week/RE необходимость внедрения «Налога-3» перестройкой структуры информационной системы налогового администрирования страны: «Если ранее консолидация налоговых данных производилась на региональном уровне, то теперь вся информация будет сразу консолидироваться в единой точке — главном ЦОДе [центре обработки данных] ФНС».

Сейчас данные, используемые налоговыми органами, хранятся разрозненно, объясняет партнер юрфирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. Часть хранится в территориальных налоговых инспекциях и территориальных центрах обработки данных, часть — в федеральном ЦОДе. И, к примеру, для того чтобы налоговая инспекция смогла получить информацию о налогоплательщике, который стоит на налоговом учете в другом регионе, ей нужно направить запрос в этот регион. Предполагается, что после введения «Налога-3» межинспекционного обмена информацией не будет — все сведения можно будет получить, зайдя в единую базу. Посредством этой системы должен осуществляться и обмен с внешними базами — Росреестра, БТИ и других органов.

Цена вопроса

В период 2011–2014 годов, по данным сайта госзакупок, ГНИВЦ выиграл семь конкурсов ФНС на разработку, внедрение и техническое сопровождение АИС «Налог-3» на общую сумму около 4,7 млрд руб. В приемной генерального директора ГНИВЦ РБК не смогли прокомментировать информацию о том, что именно программный комплекс «Налог-3» стал причиной сбоя в работе ФНС по всей стране.

Сейчас «Налог-3» применяется в тестовом режиме, этот период будет продолжаться до 10 декабря 2015 года, согласно приказу ФНС от 11 февраля 2013 года, отмечает партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин. После того как она заработает в полную силу, она сослужит ФНС хорошую службу: устранит существующее сейчас дублирование информации, автоматизирует многие процессы, ускорит время на выполнение запросов, улучшит контроль над налогоплательщиками и самими налоговыми органами, работа налоговиков будет происходить с актуальной информацией, говорит он.

Владислав Серегин при участии Дмитрия Компюбенко и Алисы Штыкиной

Источник: РБК

Оригинальный заголовок: Сбой в налоговой

Похожие новости: СМИ надеются на налоговые послабления