«Запрет на продажу табака в киосках был сделан, потому что там табачные изделия продавались кому угодно, в том числе и детям», — сказал Николай Герасименко. — «Чтобы сохранить бизнес, мы дали возможность использовать павильоны, в которые необходимо зайти и предъявить паспорт, если ты хочешь купить табачное изделие».
Напомним, сегодня участники рынка прессы пытаются вернуть табак в газетные киоски, поскольку, являясь трафикообразующим товаром, табачные изделия привлекают потенциальных покупателей газет и журналов. Печатные СМИ, как известно, — товар импульсного проса. Подходя к киоску за сигаретами, в большинстве случаев человек присматривает себе и покупает какое-либо интересное издание. Принятый 23 февраля 2013 г. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» N15-ФЗ самым пагубным образом сказался на экономике газетной розницы, да и рынка печати в целом. Так, по словам президента Ассоциации распространителей печатной продукции Дмитрия Мартынова, выведение табачной продукции из ассортимента киосков печати обрушило их доходность и обороты на 20-30%.
Вопрос о возможном возвращении табака в газетную розницу уже не раз поднимался на различных обсуждения в госведомствах. В итоге Минкомсвязи внесло данный пункт в перечень необходимых мер по поддержки медиаотрасли. В начале апреля с.г., в интервью PlanetaSMI.RU глава Комитета по информационной политике Госдумы РФ Леонид Левин указал, что вопрос возврата табака в ассортимент газетных киосков обсуждается, но пока окончательного решения по нему нет.
В то же время за прошедший с момента принятия закона период в Государственную Думу было внесено около десяти законопроектов, одна часть из которых пыталась ослабить принятый закон, а вторая ужесточить. Были предложения расширить места запрета курения: включить в список остановки, переходы, открытые веранды кафе и коммунальные квартиры. «Было даже предложение запретить продавать табак женщинам, — говорит Николай Герасименко, — однако тогда нужно отменять Конституцию РФ, в которой говорится о равенстве мужчин и женщин».
По словам спикера, сейчас принимать какие-либо поправки преждевременно. Это можно будет сделать 29 мая, накануне международного дня отказа от курения, когда в московском Экспоцентре будет проходить соответствующий форум: на основании докладов экспертов, которые планируют там выступать, и будут приняты решения о возможных поправках.
Что касается вынесенного на повестку дня вопроса продвижения табака, то по словам Николая Герасименко, в связи с тем, что табачные компании терпят убытки, в последнее время они активизировали деятельность по рекламе своей продукции. «Чтобы понять, сколько раз в популярных телесериалах появляются сцены курения, мы запросили ведущие агентства, оценивающие рейтинги каналов, посчитать, какие самые популярные сериалы у молодежи и сколько в этих сериалах курят персонажи», — рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По итогам исследования, в популярных молодежных сериалах в общей сложности 43 человека в возрасте до 30 лет курили в кадре в среднем около 32-х секунд. Именно такой «скрытой рекламой» табачные компании сегодня и пытаются компенсировать убытки, которые им принес «табачный» закон.
Слайд из презентации Дмитрия Янина
Екатерина Савицкая
Похожие материалы: Минпромторг готов к переговорам о возвращении сигарет в киоски